Большое значение логики и психологии в средней школе, слабая разработанность вопросов методики преподавания этих предметов, отсутствие достаточного практического опыта и специального образования у большинства преподавателей предъявляют особенно большие требовании к методической секции преподавателей логики и психологии.
За два с половиной года своего существования секция сделала много полезного и интересного. Содержание ее работы охватывает широкий круг методических вопросов: планирование учебного материала. обсуждение отдельных проблем методики преподавания психологии и логики, анализ учебных пособий, обсуждение методических разработок и открытых уроков по отдельным темам школьного курса психологии и логики, анализ и решение примеров и задач по логике и т. д. На заседаниях секции обсуждаются важные теоретические вопросы, относящиеся к характеристике как общего состояния психологии н логики, так и отдельных проблем этих наук.
Вопросы методического характера и общетеоретические вопросы в работе секции представлены не как два самостоятельных и независимых друг от друга ряда вопросов, а составляют органическое единство.
Другой характерной особенностью является целеустремленный характер деятельности секции: почти вся ее работа и по теоретическим, и по методическим вопросам подчинена задаче перестройки преподавания школьного курса психологии и логики на основе гениальных трудов Н. В. Сталина по языкознанию и итогов павловской сессии Академия наук и Академии медицинских наук СССР. В этом направлении была проделана большая систематическая работа. С доклада-
ми и сообщениями на эту тему выступили учителя Т. Н. Власова. А. П. Ушакова, а также преподаватели вузов — проф. И. И. Русецкий, доцент В. С. Мерлин, старший преподаватель Н. В. Мохов и другие.
Большая работа была выполнена секцией по вопросу о значении трудов И. В. Сталина по языкознанию для логики. Эта тема неоднократно обсуждалась в теоретическом и практическом плане. В деятельности секции по вопросам логики принимает активное участие старший преподаватель кафедры философии и логики Казанского пединститута С. Т. Лопушанский.
Но на фоне несомненных успехов особенно остро чувствуются серьезные недостатки в работе секции. Это прежде всего низкая посещаемость. Как правило, на занятиях секции присутствует менее 50 проц преподавателей.
Наряду с преподавателями, активно и творчески работающими в секции (А. П. Ушакова, Т. Н. Власова, В. И. Калинкина). имеются и такие, которые в работе секции принимают весьма пассивное участие. Старательно переписывая готовые планы, содержание докладов, сообщений. они сами не выступают.
На секции не ставятся и не решаются вопросы преподавания психологии и логики в татарской школе. Это большой пробел. требующий немедленного устранения.
Ответственные задачи, которые поставлены XIX съездом партии по вопросам народного образовании, требуют поднятия работы секции на еще большую идейно-теоретическую и методическую высоту.
Доцент В. ПРОСЕЦКИЙ.
Зав. кафедрой психологии Казанского пединститута, кандидат педагогических наук.