ТУРКСИБ ПРИШЕЛ

Первого мая открывается Турксиб.

В жизни далекого, огромного и заби­того во времена.царского правительства края открывается новая эра.

Этот путь, длиной в 1.442 километра, начинается от станции Семипалатинск Алтайской линии Омской дороги и окан­чивается у станции Луговой, бывшей Ташкентской железной дороги.

Перекинувшись у гор. Семипалатинска большим мостом через многоводный и быстрый Иртыш, идет он широкими воль­ными степями, заходит в Сергиополь, че­рез который с давних пор тянулись из Китая в Семипалатинск караваны верблю­дов с тюками хлопка и другими товара­ми; оттуда Турксиб поворачивает к озе­ру Балхаш, пронизывает горные хребты Тарбагатая, вступает в сыпучие бархан­ные пески, идет опять безбрежными сте­пями, окаймленными горными образова­ниями со снежными вершинами на дале­ком горизонте. Затем плодородная Дун­ганская долина, покрытая сетью арыков, и ущелье Малой Сарры, то расширяющее­ся, то суживающееся и сдавливающее путь своими теснинами.

Перед входом в ущелье расположена ст. Айна-Булак, в 800 клм. от станции Семи­палатинск. Здесь сомкнутся сегодня се­верная и южная части Туркестано . Си­бирской железной дороги.

Выйдя из ущелья и пробуравив горы и холмы Доса, путь пересекает реку Или, начинающуюся в Китае и впадающую в озеро Балхаш, у поселка Илийска. Мирно спал до проведения железной дороги опаляемый зноем южного солнца посе­лок Илийск. Лишь звук колокольчика почтовой тройки и мычанье верблюдов не надолго нарушали его сон. Широкие без-, люднее улицы. Одноэтажное с ржавыми крышами и маленькими оконцами дома.

Из Илийска путь, цедет к столице Ка- закской республики, — .Алма - Ата (быв. Верный). Расположенная на склоне сне­говых гор Алма-Ата утопает в зелени са­дов. Небольшие деревянные домики, об­саженные пирамидальными тополями улицы, журчащие ключевой водой ары­ки. За Алма-Ата опять широкие безбреж­ные степи. Наконец, Чокпаркский пере­вал с его гранитными массивами и вскоре река Чу и ст. Луговая — конечный путь Турксиба.

На втором году 5-летки, на год раньше, чем предполагалось по первоначальному плану, осуществлена укладка рельсового пути. Несмотря на огромные трудности, (связанные с постройкой Туркестано - Си- ) бирской железной дороги, энтузиазм ра­бочих масс, и технического персонала сделал, свое великое дело.

Проведение Туркестано - Сибирской железной дороги создает, прежде всего, все необходимые предпосылки для раз­решения хлопковой проблемы. До сих пор наша текстильная промышленность зави­села в значительной степени от-иностран­ного хлопка, главным образом, от американского и египетского. Что­бы освободиться от зависимости от за­границы, нам надо создать необ­ходимые условия для развития свое­го хлопководства. Завоз дешевого хлеба из Сибири и районов Туркестано - Си­бирской железной дороги ликвидирует неустойчивость цен на хлеб, доставляе­мый в Среднюю Азию с Поволжья и Се­верного Кавказа; у хлопкороба отпадет неуверенность в своевременном получе­нии хлеба и огромные площади, занимае­мые в Средней Азии зерновыми культу­рами, уступят место хлопку.

Из всей орошаемой площади Средней Азии, составляющей три миллиона гекта­ров, лишь 262 тыс. находятся под хлоп­ковыми посевами. Турксиб позволит уже летом 1930 года увеличить хлопковые посевы. Увеличение это намечается в раз­мере 362 тысяч гектаров, при чем за счет вытеснения зерновых культур засеивает­ся 225 тысяч га.

Турксиб, разрешая хлопковую пробле­му, освобождает вместе с тем хлеб Ук­раины, Поволжья и Сезерного Кавказа, завозившийся в Среднюю Азию и имею­щий тяготение к портам Черного моря, для использования по .прямому назна­чению.

Кроме хлеба, Туркестано - Сибирская железная дорога даст Средней Азии лес, доставлявшийся ранее из районов Мос- ковско - Казанской железной дороги и даже из Сибири далеки,кружным путем. На рельсы Турксиба должны будут посту­пить также мелкий и крупный скот, мясо, масло, продукты животноводства, фрукты рыба и проч. Общий грузо-оборот Турксиба на 1930-31 год исчисляется в 2.700.000 тонн.

Турксиб создаст могучий рычаг, кото­рый при наличии местных сырьевых ресурсов двинет отсталую страну на путь индустриализации, на путь промышлен­ного развития. Мощные залежи полезных ископаемых позволят развить отрасли добывающей и обрабатывающей про­мышленности. В районе Турксиба имеют­ся богатейшие месторождения цветных металлов, магнетита, железного блеска.

В ближайшие годы получит развитие лесная промышленность, а также метал­лообрабатывающая, текстильная, жиро­вая, маслобойная, костеобрабатывающая, табачная, кирпично . черепичная, цемент­ная, сахарная, кожевенная; холодильное и элеваторное строительство.

Этим, однако, не исчерпываются все те возможности, которые таит в себе этот край.

Научные и исследовательские экспеди­ции, непрерывно работающие в районе Турксиба в области исследований уголь­ных месторождений, цветных металлов, исследования минеральных озер, иссле­дования в области ботаники (кендырь, хлопок, опийный мак, кенаф) и т. д. от­крывают все новые и новые богатства.

Недавно ботанические исследования обнаружили, что на громадных простран­ствах подвижных песков растет каучуко­носное растение хондрилла, на корнях которой образуются наплывы, содержа­щие до 20 процентов каучука.

* *

Пришел Турксиб, придет и культура.

Один уже факт создания этой магист­рали, производство работ на протяжении 1.442 километра, привлечение к ним мест­ного населения — дают мощный толчок к развитию культуры. Там, где верблюд и верховая лошадь были единственными средствами сообщения, где юрта и глиня­ная зимовка были единственным убежи­щем для жилья — теперь громадный же­лезнодорожный путь с его мостами, тру­бами, автомобилями, грузовиками, трак­торами, мощными американскими экска­ваторами, громыхающие поезда, парящие в воздухе аэропланы — да разве это не резолюция для кочевого населения Казак- стана! Какой глубокий перелом в его миросозерцании производят все эти за­воевания современной техники.

Турксиб создал новых рабочих - строи­телей. В первый год постройки трудно им давалась эта работа. Продуктивность тру­да была незначительная. На второй год постройки результаты были не те — казаки в огромном большинстве уже не отставали от приезжих русских рабочих. По подготовке квалифицированных ра­бочих были созданы специальные школы ученичества, где на практической работе обучалась казакская молодёжь плотнич­ным, столярным и каменным работам.

Все культурные условия быта русского рабочего стали внедряться в быт рабо­чих - казаков. Для них широко распахну­лись двери амбулаторий, больниц, крас­ных уголков, столовых, продовольственных магазинов.

Приобретая специальные знания по работе, туземные рабочие вместе с тем стали участниками собраний, митингов, ста­ли посетителями клубов, красных угол­ков.

Чтобы создать кадр квалифицирован­ных работников для Казакских дорог, — так будет называться Турксиб со свои­ми под’ездными путями, — командные и технические должности на постройке дублировались, начиная с верхов и кон­чая низовыми работниками. Должности помощников начальника работ, началь­ников отделов, начальников участка, проч изводителей работ, десятников — заме­щались казаками.

Правительство, отпустив средства на постройку дороги, дало возможность, не­смотря на исключительно тяжелые усло­вия постройки в пустынной местности, создать одновременно со строительными работами школьную сеть для обслужива­ния детей рабочих й служащих — участников строительства.

К учебному 1929-30 году были уже ор­ганизованы и работали 7 интернатов, 4 детских сада, 82 пункта по ликвидации неграмотности, курсы по повышенному образованию и школа повышенного типа. Еще в 1928-29 году была ликвидирована неграмотность 4 тысяч человек. Была со­здана сеть в 25 курсов по подготовке эксплоатационных кадров.

Сейчас строятся постоянные здания для школ, которые будут переданы эксплоатационному правлению вместе с дорогой. Школьная сеть Турксиба предусматрива­ет обучение не только детей рабочих и служащих Турксиба, но и детей местного населения, живущего в районах, примы­кающих к Турксибу.

Машина и знания откроют путь к свет­лому будущему огромного края, а вер­блюд и глиняные зимовки кочевников ос­танутся лишь, как памятник темной ста­рины.

Инженер Н. Бупгаков.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости