Первого мая открывается Турксиб.
В жизни далекого, огромного и забитого во времена.царского правительства края открывается новая эра.
Этот путь, длиной в 1.442 километра, начинается от станции Семипалатинск Алтайской линии Омской дороги и оканчивается у станции Луговой, бывшей Ташкентской железной дороги.
Перекинувшись у гор. Семипалатинска большим мостом через многоводный и быстрый Иртыш, идет он широкими вольными степями, заходит в Сергиополь, через который с давних пор тянулись из Китая в Семипалатинск караваны верблюдов с тюками хлопка и другими товарами; оттуда Турксиб поворачивает к озеру Балхаш, пронизывает горные хребты Тарбагатая, вступает в сыпучие барханные пески, идет опять безбрежными степями, окаймленными горными образованиями со снежными вершинами на далеком горизонте. Затем плодородная Дунганская долина, покрытая сетью арыков, и ущелье Малой Сарры, то расширяющееся, то суживающееся и сдавливающее путь своими теснинами.
Перед входом в ущелье расположена ст. Айна-Булак, в 800 клм. от станции Семипалатинск. Здесь сомкнутся сегодня северная и южная части Туркестано . Сибирской железной дороги.
Выйдя из ущелья и пробуравив горы и холмы Доса, путь пересекает реку Или, начинающуюся в Китае и впадающую в озеро Балхаш, у поселка Илийска. Мирно спал до проведения железной дороги опаляемый зноем южного солнца поселок Илийск. Лишь звук колокольчика почтовой тройки и мычанье верблюдов не надолго нарушали его сон. Широкие без-, люднее улицы. Одноэтажное с ржавыми крышами и маленькими оконцами дома.
Из Илийска путь, цедет к столице Ка- закской республики, — .Алма - Ата (быв. Верный). Расположенная на склоне снеговых гор Алма-Ата утопает в зелени садов. Небольшие деревянные домики, обсаженные пирамидальными тополями улицы, журчащие ключевой водой арыки. За Алма-Ата опять широкие безбрежные степи. Наконец, Чокпаркский перевал с его гранитными массивами и вскоре река Чу и ст. Луговая — конечный путь Турксиба.
На втором году 5-летки, на год раньше, чем предполагалось по первоначальному плану, осуществлена укладка рельсового пути. Несмотря на огромные трудности, (связанные с постройкой Туркестано - Си- ) бирской железной дороги, энтузиазм рабочих масс, и технического персонала сделал, свое великое дело.
Проведение Туркестано - Сибирской железной дороги создает, прежде всего, все необходимые предпосылки для разрешения хлопковой проблемы. До сих пор наша текстильная промышленность зависела в значительной степени от-иностранного хлопка, главным образом, от американского и египетского. Чтобы освободиться от зависимости от заграницы, нам надо создать необходимые условия для развития своего хлопководства. Завоз дешевого хлеба из Сибири и районов Туркестано - Сибирской железной дороги ликвидирует неустойчивость цен на хлеб, доставляемый в Среднюю Азию с Поволжья и Северного Кавказа; у хлопкороба отпадет неуверенность в своевременном получении хлеба и огромные площади, занимаемые в Средней Азии зерновыми культурами, уступят место хлопку.
Из всей орошаемой площади Средней Азии, составляющей три миллиона гектаров, лишь 262 тыс. находятся под хлопковыми посевами. Турксиб позволит уже летом 1930 года увеличить хлопковые посевы. Увеличение это намечается в размере 362 тысяч гектаров, при чем за счет вытеснения зерновых культур засеивается 225 тысяч га.
Турксиб, разрешая хлопковую проблему, освобождает вместе с тем хлеб Украины, Поволжья и Сезерного Кавказа, завозившийся в Среднюю Азию и имеющий тяготение к портам Черного моря, для использования по .прямому назначению.
Кроме хлеба, Туркестано - Сибирская железная дорога даст Средней Азии лес, доставлявшийся ранее из районов Мос- ковско - Казанской железной дороги и даже из Сибири далеки,кружным путем. На рельсы Турксиба должны будут поступить также мелкий и крупный скот, мясо, масло, продукты животноводства, фрукты рыба и проч. Общий грузо-оборот Турксиба на 1930-31 год исчисляется в 2.700.000 тонн.
Турксиб создаст могучий рычаг, который при наличии местных сырьевых ресурсов двинет отсталую страну на путь индустриализации, на путь промышленного развития. Мощные залежи полезных ископаемых позволят развить отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности. В районе Турксиба имеются богатейшие месторождения цветных металлов, магнетита, железного блеска.
В ближайшие годы получит развитие лесная промышленность, а также металлообрабатывающая, текстильная, жировая, маслобойная, костеобрабатывающая, табачная, кирпично . черепичная, цементная, сахарная, кожевенная; холодильное и элеваторное строительство.
Этим, однако, не исчерпываются все те возможности, которые таит в себе этот край.
Научные и исследовательские экспедиции, непрерывно работающие в районе Турксиба в области исследований угольных месторождений, цветных металлов, исследования минеральных озер, исследования в области ботаники (кендырь, хлопок, опийный мак, кенаф) и т. д. открывают все новые и новые богатства.
Недавно ботанические исследования обнаружили, что на громадных пространствах подвижных песков растет каучуконосное растение хондрилла, на корнях которой образуются наплывы, содержащие до 20 процентов каучука.
* *
Пришел Турксиб, придет и культура.
Один уже факт создания этой магистрали, производство работ на протяжении 1.442 километра, привлечение к ним местного населения — дают мощный толчок к развитию культуры. Там, где верблюд и верховая лошадь были единственными средствами сообщения, где юрта и глиняная зимовка были единственным убежищем для жилья — теперь громадный железнодорожный путь с его мостами, трубами, автомобилями, грузовиками, тракторами, мощными американскими экскаваторами, громыхающие поезда, парящие в воздухе аэропланы — да разве это не резолюция для кочевого населения Казак- стана! Какой глубокий перелом в его миросозерцании производят все эти завоевания современной техники.
Турксиб создал новых рабочих - строителей. В первый год постройки трудно им давалась эта работа. Продуктивность труда была незначительная. На второй год постройки результаты были не те — казаки в огромном большинстве уже не отставали от приезжих русских рабочих. По подготовке квалифицированных рабочих были созданы специальные школы ученичества, где на практической работе обучалась казакская молодёжь плотничным, столярным и каменным работам.
Все культурные условия быта русского рабочего стали внедряться в быт рабочих - казаков. Для них широко распахнулись двери амбулаторий, больниц, красных уголков, столовых, продовольственных магазинов.
Приобретая специальные знания по работе, туземные рабочие вместе с тем стали участниками собраний, митингов, стали посетителями клубов, красных уголков.
Чтобы создать кадр квалифицированных работников для Казакских дорог, — так будет называться Турксиб со своими под’ездными путями, — командные и технические должности на постройке дублировались, начиная с верхов и кончая низовыми работниками. Должности помощников начальника работ, начальников отделов, начальников участка, проч изводителей работ, десятников — замещались казаками.
Правительство, отпустив средства на постройку дороги, дало возможность, несмотря на исключительно тяжелые условия постройки в пустынной местности, создать одновременно со строительными работами школьную сеть для обслуживания детей рабочих й служащих — участников строительства.
К учебному 1929-30 году были уже организованы и работали 7 интернатов, 4 детских сада, 82 пункта по ликвидации неграмотности, курсы по повышенному образованию и школа повышенного типа. Еще в 1928-29 году была ликвидирована неграмотность 4 тысяч человек. Была создана сеть в 25 курсов по подготовке эксплоатационных кадров.
Сейчас строятся постоянные здания для школ, которые будут переданы эксплоатационному правлению вместе с дорогой. Школьная сеть Турксиба предусматривает обучение не только детей рабочих и служащих Турксиба, но и детей местного населения, живущего в районах, примыкающих к Турксибу.
Машина и знания откроют путь к светлому будущему огромного края, а верблюд и глиняные зимовки кочевников останутся лишь, как памятник темной старины.
Инженер Н. Бупгаков.