Антирелигиозная пропаганда шла у нас, сплошь и рядом, неверными путями. Недаром тов. Зиновьев остроумно выразился, что безбожная пропаганда поставлена у нас безбожно плохо. Закрытие в некоторых местах церквей, антирелигиозные карнавалы и т. п. достигали как раз противоположных целей, не ослабляя, а только укрепляя религиозный дурман. Достаточно сказать, что часть интеллигенции, в среде которой атеизм считался признаком хорошего тона, пошла теперь в церковь, где поет на клиросе, подает под кадило и т. д. Едва ли она прониклась твердой верой в бога и теперь. Но в этих поступках виден своего рода протест против неумелой антирелигиозной пропаганды.
И если, эта пропаганда не подействовала на полуатеистическую интеллигенцию, то могла ли она повлиять на убеждения темной массы, особенно крестьянской?
Ясно, что эту пропаганду надо начинать с другого конца, избрав более длительный, но более верный подход. Антирелигиозная пропаганда должна сплетаться с культурной работой, ибо крестьянин не станет атеистом до тех пор, пока не поймет естествознания. Поэтому, наряду с ликвидацией в де- ревпе общей неграмотности, нужно усиленно проводить ознакомление крестьянина с научными истинами. Лекция врача о научных достижениях должна говорить крестьянину, что природа и наука скорее поднимут больного, чем 10 молебнов о выздоровлении. При сплетении естественных наук с землелельческими процессами, надо разъяснять крестьянству, почему происходит засуха, как бороться с ней. вредителями и т. д. Лучший урожай на показательном поле или участке крестьянина, применяющего улучшенную обработку земли, поливающего огород и т. д., чем на участке соседа, надеющегося на «божью помощь»,— убедят крестьянина в превосходстве науки над молитвами лучше всяких карнавалов и диспутов. Знакомство с происхождением молнии и уменье убедить крестьянина, что гром—явление природы, а не небесное наказание, вызывающее пожар, который крестьяне боятся гасить, «идя против бога»,— заставит крестьянина взобраться на загоревшуюся крышу и убедиться, что пожар от молнии можно погасить, а следовательно, господь бог тут ни при чем.
В общем—вопрос об антирелигиозной пропаганде подвергается коренному пересмотру, при чем отыскиваются более верные пути антирелигиозной пропаганды. И, несомненно, что эти пути будут проходить, прежде всего, по линии широкого ознакомления масс с естественными науками. Казанец.