ПЕРВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ШАГ ЛЕНИНА

Казанский период в жизни Лени­на и его исключение из университе­та чрезвычайно важны, так как можно сказать, что именно с 1887 года Ленин, имея тогда семнад­цать с половиною лет от роду, впер­вые вошел в политическую деятель­ность, при чем это вступление це­ликом связано с Казанью и Казан­ским университетом.

Казань была старым народниче­ским гнездом. С начала 60-х годов здесь почти непрерывно работают народнические кружки. Но .сере­дина 80-х годов в развитии Казан­ских народнических кружков осо­бенно интересна потому, что это время в деятельности кружков является переломным от народниче­ства к марксизму. Кружки были на­родническими, но ««которые их члены называли уже себя маркси­стами. Они называли только себя марксистами, но не были еще ими по существу, так как тогда в ка­занских кружках, как это ни по­кажется быть может странным, «марксистами» именовали народни­ков в отличие от народовольцев. Объяснялось это тем, что народни­ки начинали уделять очень большое внимания вопросам экономики и хо­зяйственного развития России. И совершенно не случайно, что в од­ном из таких кружков работает и Н. Федосеев, сформировавший в декабре 1888 года первый маркси­стский кружок в Казани и один из первых — вообще в провинции.

К середине 80-х годов Казан­ское студенчество было уже солид­но организовано. В его среде тайно функционировали: 1) делегатское собрание («Союзный совет студен­ческих землячеств и групп», 2) сту­денческий суд и 3) библиотекарское собрание, заведывавшее подпольной студенческой библиотекой. Все эти организации таким образом стро­ились ва базе землячеств.

Их, конечно , революционными организациями в полном смысле этого слова считать было нельзя, хотя правительство их всегда за та­ковые и выдавало. Землячества слу­жили как бы подготовительной школой для вербовки уже из их среды более или менее проверен­ных членов для кружков самообра­зования и революционных.

Революционные кружки и земля­чества к этому времени начинают все более и более интересоваться жизнью высших учебных заведений.

Потерпев крах в попытках «под­нять мужичка» и не одержав побе­ды над самодержавием путем тер­рора, народнические организации, перестраивая методы своей работы и стремясь расширить ее масштабы, обращают свое внимание и «а уни­верситеты, делая в них отправным пунктом агитации — борьбу с но- вым реакционным университетским уставом (1884 г.), пытавшимся вер­нуть университеты к порядкам Ни­колая I.

Ленин был исключен из универси­тет? за активное участие в сходке 4 (16) Декабря 188? года. Эта сходка и участие в ней Ленина не были случайными явлениями. Уже с пер­вых месяцев 1887-88 учебного го­да в университетах установилось на­пряженное состояние, чрезвычайно обострившееся после начавшихся волнений в Московском университе­те, когда министр народного про­свещения предписал попечителям учебных округов «в случае беспо­рядков действовать без послабления». События в Московском университе­те и послужили как бы искрой, брошенной на пороховой погреб ка­занского студенчества, так как ка­занское студенчество было уже го­тово к выступлению. Многочислен­ные политические кружки, земляче­ства и студенческие вечеринки, сплачивали й политически активизи­ровали студенчество.

Что собою представляло то дви­жение 4 декабря, в котором сыграл Ленин не малую роль?

Если движение 4 декабря в Каза­ни и общероссийское движение ноября-декабря еще и нельзя на­звать политическим выступлением в полном смысле этого слова про­тив царского строя, то и снижать его в чисто академическое выступ­ление тоже было бы ошибочно.

И. Лалаянц называет студен­ческие беспорядки 4 декабря зна­менитыми («памятный Варварин день»), считая их за беспорядки «революционно-всколыхнувшие мо­лодежь даже средних учебных за­ведений и бросившие многих и мно­гих из этой молодежи в тайные кружки и организации» Е. Яро­славский прямо говорит, что в 1887 году Ленин был выслан «за прича­стность к студенческим беспоряд­кам, к студенческому революцион­ному движению».

Одна из прокламаций казанского студенчества, выпущенная уже по­сле 4 декабря, очень рельефно пе­редает настроение казанского пере­дового студенчества: «... Мы дума­ем, что здесь, в храме науки, мы найдем те знания, опираясь на ко­торые мы могли бы войти в жизнь борцами за счастье и благо нашей измученной родины». Перечислив, что вместо этого они нашли в уни­верситете и в какую обстановку они попали, авторы прокламации говорили в заключение: «Наконец, вышли в свет известные циркуля­ры, закрывавшие доступ в гимна­зию, и тем самым в университет детям тружеников, бедняков, детям крестьян, мещан и т. д. Все это страшно возмущало нас»...

Эта прокламация подводила «тог казанскому движению в декабре 1887 года.

Выступление казанского студен­чества 4 декабря надо расценивать как движение, стоявшее на полпути от академического к общеполитиче­скому. Руководители движения еще не выставляют требований об из­менении существующих порядков в России вообще — потому движение это нельзя назвать чисто полити­ческим. Но с другой стороны по­литическая подготовка казанских студентов, предшествовавшая де­кабрьской сходке и целый ряд до­кументов, относящихся к сходке,— говорят о том, что настоящая сход­ка уже вышла за пределы академи­ческих.

Затем нельзя упускать из вида размера выступления казанского студенчества. Не говоря уже о том, что организаторами выступления

2) Ярославский. «Ленин. Жизнь и работа». М. 1926 г., стр. 12. В обоих случаях подчеркнуто мною.

были сконтактированы две сходки (университетская и Ветеринарного института) и были попытки вызвать на выступление и студентов духов­ной академии — один факт приме­нения насилия на сходке к инспек­тору

студентов поставил выступле­ние казанского студенчества на первое место после московского.

О самой сходке 4 декабря можно сказать лишь несколько слов, так как ее образование и развитие бы­ло в общем обычным для тогдаш­него времени. Обычным, но не без­опасным. Современник этой сход­ки профессор Н. Н. Фирсов совер­шенно правильно говорит: «Надо на минуту перенестись в восьмидеся­тые годы XIX века, чтобы понять, что значила тогда захватным поряд­ком устроенная студенческая сход­ка.. Это считалось тяжким преступ­лением, за> которое участники на­всегда могли проститься с высшим образованием, и карьера их навсег­да могла быть разбита».

Студенты, совершенно неожидан­но для начальства, 4 декабря, после одной из лекций, массой двинулись в актовый зал, взломали двери в него и открыли собрание. Вошед­шему в актовый зал для разгона сходки инспектору студентов По­тапову был нанесен по лицу удар кулаком и он принужден был удрать со сходки. Явившийся вме­сто него ректор университета на­чал уговаривать студентов разой­тись и принял от них петицию, в которой излагались требования: ре­формы университета, уничтожения сословности при поступлении в учебные заведения, принятия обрат­но в университет исключенных за беспорядки, наказания лиц, совер­шивших насилия над московскими студентами. На другой день после сходки были произведены аресты руководителей сходки и массовые исключения из университета участ­ников сходки.

Итак, вот в каком движении при­нял живейшее участие Ленин, по­лучив в нем первое, как бы пред­революционное «крещение». Попе­читель учебного округа сообщал в официальной бумаге, что Ульянов «бросился в актовый зал в первой партии и вместе с Полянским пер­выми неслись с криками по коридору второго этажа, махая рука­ми, как бы желая этим воодуше­вить других».

Живейшее участие Ленина в сход­ке можно объяснить тем, что в те несколько месяцев, в которые он был студентом, он успел завязать сношения и со своим (Симбирским) землячеством и приобрел знакомст­во с руководителями и участника­ми революционных кружков. В «справке» департамента полиции о Ленине 1895 г., говорится про его казанский период:

«Впервые обратил на себя внима­ние сношениями с известным Ла­зарем Богоразом».

Под руководством Л. Богораза (брат Натана Богораза) в Казани в конце 1887г., по словам департа­мента полиция, образовался кружок (повидимому народовольческий), а в составе его называется и Ленин, на которого и департамент поли­ции и Казанское губернское жан­дармское управление сразу же об­ратили внимание, как ва брата ка­зненного террориста.

В одном документе департамента полиции, недавно мною найденном в Московском архиве революции и внешней политики, мы читаем (пу­бликуется впервые):

«Путем наблюдения за коррес­понденцией А. Скворцова (студен- та Ветеринарного института М. К.): и исключенного из Таганрогской] гимназии брата государственного преступника Натана Богораза,—Ла­заря, по крещению Сергея Губки­на, выяснено, что в конце 1887 года в Казани образовался кружок край­не вредного направления, к кото­рому принадлежали: Лазарь Бого- раз, Скворцов, Ив. Воскресенский, брат казненного государственного преступника Александра Ульянова — Владимир Ульянов и Константин Выгорницкий. Означенный кружок при посредстве студента СПБ-ско- го университета, уроженца города Таганрога Василия Зелененко, под­держивал сношения с петербург­скими кружками противоправитель­ственного направления».

Участие Ленина в этом кружке требует еще дополнительного изу­чения, но не представляет никакого сомнения та большая политическая активность, которую Ленин выяв­лял осенью 1887 года, так как ина­че ни попечитель бы его не зачис­лил в состав руководителей сходки, ни Казанскому губернскому жан­дармскому управлению не понадо­билось бы его арестовать в ночь после сходки.

Седьмого декабря Ленин был уже выслан в д. Кокушкино (недалеко от Казани) и пробыл там до осе­ни 1888 года. Вернувшись из Ко- кушкина опять в Казань, Ленин уже; не застает в ней тех лиц, с кото- рыми он был связан в конце 1887 года. Но он встречает в Казани большое оживление, объяснившееся значительным количеством поднад­зорных лиц.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости