Казанский период в жизни Ленина и его исключение из университета чрезвычайно важны, так как можно сказать, что именно с 1887 года Ленин, имея тогда семнадцать с половиною лет от роду, впервые вошел в политическую деятельность, при чем это вступление целиком связано с Казанью и Казанским университетом.
Казань была старым народническим гнездом. С начала 60-х годов здесь почти непрерывно работают народнические кружки. Но .середина 80-х годов в развитии Казанских народнических кружков особенно интересна потому, что это время в деятельности кружков является переломным от народничества к марксизму. Кружки были народническими, но ««которые их члены называли уже себя марксистами. Они называли только себя марксистами, но не были еще ими по существу, так как тогда в казанских кружках, как это ни покажется быть может странным, «марксистами» именовали народников в отличие от народовольцев. Объяснялось это тем, что народники начинали уделять очень большое внимания вопросам экономики и хозяйственного развития России. И совершенно не случайно, что в одном из таких кружков работает и Н. Федосеев, сформировавший в декабре 1888 года первый марксистский кружок в Казани и один из первых — вообще в провинции.
К середине 80-х годов Казанское студенчество было уже солидно организовано. В его среде тайно функционировали: 1) делегатское собрание («Союзный совет студенческих землячеств и групп», 2) студенческий суд и 3) библиотекарское собрание, заведывавшее подпольной студенческой библиотекой. Все эти организации таким образом строились ва базе землячеств.
Их, конечно , революционными организациями в полном смысле этого слова считать было нельзя, хотя правительство их всегда за таковые и выдавало. Землячества служили как бы подготовительной школой для вербовки уже из их среды более или менее проверенных членов для кружков самообразования и революционных.
Революционные кружки и землячества к этому времени начинают все более и более интересоваться жизнью высших учебных заведений.
Потерпев крах в попытках «поднять мужичка» и не одержав победы над самодержавием путем террора, народнические организации, перестраивая методы своей работы и стремясь расширить ее масштабы, обращают свое внимание и «а университеты, делая в них отправным пунктом агитации — борьбу с но- вым реакционным университетским уставом (1884 г.), пытавшимся вернуть университеты к порядкам Николая I.
Ленин был исключен из университет? за активное участие в сходке 4 (16) Декабря 188? года. Эта сходка и участие в ней Ленина не были случайными явлениями. Уже с первых месяцев 1887-88 учебного года в университетах установилось напряженное состояние, чрезвычайно обострившееся после начавшихся волнений в Московском университете, когда министр народного просвещения предписал попечителям учебных округов «в случае беспорядков действовать без послабления». События в Московском университете и послужили как бы искрой, брошенной на пороховой погреб казанского студенчества, так как казанское студенчество было уже готово к выступлению. Многочисленные политические кружки, землячества и студенческие вечеринки, сплачивали й политически активизировали студенчество.
Что собою представляло то движение 4 декабря, в котором сыграл Ленин не малую роль?
Если движение 4 декабря в Казани и общероссийское движение ноября-декабря еще и нельзя назвать политическим выступлением в полном смысле этого слова против царского строя, то и снижать его в чисто академическое выступление тоже было бы ошибочно.
И. Лалаянц называет студенческие беспорядки 4 декабря знаменитыми («памятный Варварин день»), считая их за беспорядки «революционно-всколыхнувшие молодежь даже средних учебных заведений и бросившие многих и многих из этой молодежи в тайные кружки и организации» Е. Ярославский прямо говорит, что в 1887 году Ленин был выслан «за причастность к студенческим беспорядкам, к студенческому революционному движению».
Одна из прокламаций казанского студенчества, выпущенная уже после 4 декабря, очень рельефно передает настроение казанского передового студенчества: «... Мы думаем, что здесь, в храме науки, мы найдем те знания, опираясь на которые мы могли бы войти в жизнь борцами за счастье и благо нашей измученной родины». Перечислив, что вместо этого они нашли в университете и в какую обстановку они попали, авторы прокламации говорили в заключение: «Наконец, вышли в свет известные циркуляры, закрывавшие доступ в гимназию, и тем самым в университет детям тружеников, бедняков, детям крестьян, мещан и т. д. Все это страшно возмущало нас»...
Эта прокламация подводила «тог казанскому движению в декабре 1887 года.
Выступление казанского студенчества 4 декабря надо расценивать как движение, стоявшее на полпути от академического к общеполитическому. Руководители движения еще не выставляют требований об изменении существующих порядков в России вообще — потому движение это нельзя назвать чисто политическим. Но с другой стороны политическая подготовка казанских студентов, предшествовавшая декабрьской сходке и целый ряд документов, относящихся к сходке,— говорят о том, что настоящая сходка уже вышла за пределы академических.
Затем нельзя упускать из вида размера выступления казанского студенчества. Не говоря уже о том, что организаторами выступления
2) Ярославский. «Ленин. Жизнь и работа». М. 1926 г., стр. 12. В обоих случаях подчеркнуто мною.
были сконтактированы две сходки (университетская и Ветеринарного института) и были попытки вызвать на выступление и студентов духовной академии — один факт применения насилия на сходке к инспектору
студентов поставил выступление казанского студенчества на первое место после московского.
О самой сходке 4 декабря можно сказать лишь несколько слов, так как ее образование и развитие было в общем обычным для тогдашнего времени. Обычным, но не безопасным. Современник этой сходки профессор Н. Н. Фирсов совершенно правильно говорит: «Надо на минуту перенестись в восьмидесятые годы XIX века, чтобы понять, что значила тогда захватным порядком устроенная студенческая сходка.. Это считалось тяжким преступлением, за> которое участники навсегда могли проститься с высшим образованием, и карьера их навсегда могла быть разбита».
Студенты, совершенно неожиданно для начальства, 4 декабря, после одной из лекций, массой двинулись в актовый зал, взломали двери в него и открыли собрание. Вошедшему в актовый зал для разгона сходки инспектору студентов Потапову был нанесен по лицу удар кулаком и он принужден был удрать со сходки. Явившийся вместо него ректор университета начал уговаривать студентов разойтись и принял от них петицию, в которой излагались требования: реформы университета, уничтожения сословности при поступлении в учебные заведения, принятия обратно в университет исключенных за беспорядки, наказания лиц, совершивших насилия над московскими студентами. На другой день после сходки были произведены аресты руководителей сходки и массовые исключения из университета участников сходки.
Итак, вот в каком движении принял живейшее участие Ленин, получив в нем первое, как бы предреволюционное «крещение». Попечитель учебного округа сообщал в официальной бумаге, что Ульянов «бросился в актовый зал в первой партии и вместе с Полянским первыми неслись с криками по коридору второго этажа, махая руками, как бы желая этим воодушевить других».
Живейшее участие Ленина в сходке можно объяснить тем, что в те несколько месяцев, в которые он был студентом, он успел завязать сношения и со своим (Симбирским) землячеством и приобрел знакомство с руководителями и участниками революционных кружков. В «справке» департамента полиции о Ленине 1895 г., говорится про его казанский период:
«Впервые обратил на себя внимание сношениями с известным Лазарем Богоразом».
Под руководством Л. Богораза (брат Натана Богораза) в Казани в конце 1887г., по словам департамента полиция, образовался кружок (повидимому народовольческий), а в составе его называется и Ленин, на которого и департамент полиции и Казанское губернское жандармское управление сразу же обратили внимание, как ва брата казненного террориста.
В одном документе департамента полиции, недавно мною найденном в Московском архиве революции и внешней политики, мы читаем (публикуется впервые):
«Путем наблюдения за корреспонденцией А. Скворцова (студен- та Ветеринарного института М. К.): и исключенного из Таганрогской] гимназии брата государственного преступника Натана Богораза,—Лазаря, по крещению Сергея Губкина, выяснено, что в конце 1887 года в Казани образовался кружок крайне вредного направления, к которому принадлежали: Лазарь Бого- раз, Скворцов, Ив. Воскресенский, брат казненного государственного преступника Александра Ульянова — Владимир Ульянов и Константин Выгорницкий. Означенный кружок при посредстве студента СПБ-ско- го университета, уроженца города Таганрога Василия Зелененко, поддерживал сношения с петербургскими кружками противоправительственного направления».
Участие Ленина в этом кружке требует еще дополнительного изучения, но не представляет никакого сомнения та большая политическая активность, которую Ленин выявлял осенью 1887 года, так как иначе ни попечитель бы его не зачислил в состав руководителей сходки, ни Казанскому губернскому жандармскому управлению не понадобилось бы его арестовать в ночь после сходки.
Седьмого декабря Ленин был уже выслан в д. Кокушкино (недалеко от Казани) и пробыл там до осени 1888 года. Вернувшись из Ко- кушкина опять в Казань, Ленин уже; не застает в ней тех лиц, с кото- рыми он был связан в конце 1887 года. Но он встречает в Казани большое оживление, объяснившееся значительным количеством поднадзорных лиц.