ТРЕВОЖНЫЙ РЕЙС
13 января в «Советской Татарии» (так тогда называлась наша газета) вышел репортаж об авиационном происшествии под названием «Тревожный рейс».
Нештатная ситуация возникла из-за того, что у ТУ-124, вылетевшего из Магнитогорска в Казань, сразу после взлета повредилась левая стойка шасси, вывернувшись под углом в 45 градусов и замерев в таком положении. Совершить аварийную посадку в порту отправления экипаж не мог – баки самолета были полны горючего и жесткое приземление на одну стойку шасси грозило взрывом.
Командир экипажа принял решение тянуть до Казани на сниженной высоте 4200 метров и скорости 350 км/ч, которая также вдвое меньше обычной.
Тем временем в казанском аэропорту готовились к прилету Ту-124 с поврежденным шасси — на летное поле прибыли пожарные и машины скорой помощи. Все вылеты из Казани отложили.
Благодаря грамотным действиям экипажа посадка лайнера в итоге прошла благополучно – самолет пробежал по бетонке на одной «ноге» и мягко опустился на вторую, подвернутую. Медицинская помощь никому не понадобилась. Пассажиры лайнера узнали об аварии уже на земле, во избежание паники задержку рейса им объясняли сильным встречным ветром.
Кстати, в 1973 году отмечалось 50-летие Аэрофлота. «Гражданская авиация в Татарии началась с трех деревянных ПО-2», – вспоминали на страницах нашей газеты ветераны советской авиакомпании. — Был маленький деревянный ангар, летали только в хорошую погоду, на аэродроме жгли костры, чтобы пилот видел направление ветра. Вначале возили почту, врачей и тяжелобольных. Потом уже начали и пассажиров возить».
СОРЕВНУЮТСЯ ВСЕ!
Семидесятые – время постоянных соревнований трудовых коллективов и рекордов. В 1973 году состязание между собой устроили два гиганта нефтяной индустрии страны — Татнефть и Главтюменнефтегаз, взяв на себя повышенные обязательства. Татарские нефтяники пообещали дать Родине 103,2 млн тонн нефти (для сравнения, в 2022 году Татнефть добыла 29,1 млн тонн), тюменские – 86,5 млн тонн.
Тем временем города Казань и Куйбышев (ныне Самара) в 1973 году начали соревнование за досрочное выполнение плана на третий год пятилетки. Казань взяла на себя обязательство дополнительно выпустить продукции на 35 млн рублей, Куйбышев — на 30 млн. Оба города с обязательствами справились, в соревновании победила дружба.
1 марта Коммунистическая партия Советского Союза начала обмен партийных билетов. По установившейся традиции первый документ нового образца выписали на имя Владимира Ильича Ленина. Подписал партбилет №00000001 генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
В ТАССР высокой чести первыми получить новые партбилеты удостоились лучшие из лучших — передовики производства. В их числе коммунисты Лаишевского района — тракторист колхоза «Кзыл юлдуз», слесарь совхоза имени 25 лет Октября, утятница совхоза «Атабаевский».
Машина мечты пятьдесят лет назад в СССР — это «тройка» (ВАЗ-2103). На новой модели Волжского автозавода был установлен двигатель в 75 лошадиных сил, который разгонял автомобиль до 100 километров в час за 19 секунд. И просто писк автомобильной моды того времени — на решетке радиатора красовались четыре фары, а не две, как на более ранних моделях.
Журнал «Чаян», второй по старшинству брат в семье советских сатирических журналов, отметил в 1973 году свое 50-летие. «Чаян»родился в январе 1923 года, лишь на несколько месяцев позже прославленного «Крокодила». У колыбели новорожденного стоял его первый редактор, известный поэт и драматург Фатхи Бурнаш. Подниматься на ноги и крепнуть «Чаяну» помогали лучшие представители татарской литературы Хади Такташ, Адель Кутуй, Муса Джалиль, Ахмет Файзи, первый художник журнала Гусман Арсланов. Начинал «Чаян» с тиража в три тысячи экземпляров, а через 50 лет его тираж увеличился ровно в сто раз!
ПУСТИЛИ НЕФТЬ В ЕВРОПУ И ПОСТРОИЛИ ФИЗФАК
«Ура!!! Нефть Сибири пришла в Европу!» – такой плакат держат улыбающиеся альметьевские рабочие на фотографии в июньском репортаже, посвященном окончанию строительства нефтепровода от Самотлора.
Строительство нефтяной магистрали от Самотлора до Альметьевска протяженностью более 2 тыс. км стало одним из самых грандиозных проектов 70-х годов. Через топи и болота, через Уральский хребет, через двести водных преград строители проложили нефтепровод, чтобы обеспечить черным золотом дружественные социалистические страны Восточной Европы. На насосной станции «Альметьевск – Горький-3» сибирская нефть, сливаясь с татарской, перекачивалась в нефтепровод «Дружба», чтобы достигнуть Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР.
Еще одно достижение лета 73-го — казанские фехтовальщицы Валентина Никонова и Ольга Князева завоевали на Чемпионате мира в Швеции золото и серебро. Спортсменок и их наставника — заслуженного тренера РСФСР Владимира Житлова с цветами встретили в казанском аэропорту.
В октябре государственная комиссия с оценкой «отлично» приняла новое здание Казанского университета — 17-этажный корпус физического факультета. На строительстве, конечно же, активно работали сами студенты КГУ.
КОРОЛЬ ТУНЕЯДЦЕВ И БРОДЯГ
Пока одни жители республики активно трудились на благо Родины, другие работать категорически не хотели. Пресса, в том числе и наша газета, без устали клеймила несознательных.
В одной из обличительных статей под названием «Лик тунеядца» рассказаны истории нескольких антигероев. Главным стал «король тунеядцев и бродяг» Казани Гена, он же – Гарафутдин Ялалутдинов.
«Отвратителен портрет тунеядца. Вот взять хотя бы этого… Здоровенному детине 30 лет. Одет во все заграничное. Наглый и циничный. Никогда нигде не работал. А за счет чего живет? – ставит вопрос автор статьи и тут же дает на него ответ: – Не гнушается ничем. «Ухаживает» за женщинами, а потом грабит их, отнимает деньги. Некоторые под страхом быть избитыми или разоблаченными (иные замужем) попали в зависимость от него, становятся сообщницами его темных дел. «Специализируется» Гена и на грабеже пьяных в районе колхозного рынка и вокзала».
Как следует из статьи, милиция неоднократно ловила тунеядца Гену, а городские власти пытались его трудоустроить, да только бесполезно. В итоге лоботряса отдали под суд по статье «Тунеядство». Чтобы другим неповадно было.