5 сентября вечером по красной ковровой дорожке, которую расстелят перед Татарским академическим театром имени Г.Камала, пройдут участники торжественной церемонии открытия XIX Казанского международного фестиваля мусульманского кино. По традиции рассказываем о фильмах, которые в этом году вошли в основной конкурс и претендуют на главные награды КМФМК.
В десятку номинантов полного «художественного» метра вошла дебютная картина ученика Владимира Меньшова, молодого режиссера Станислава Светлова «Ада». Действие фильма разворачивается в российской глубинке, где живет мечтательная 12-летняя Ада со своей мамой Варварой (Ольга Озоллапиня). О такой маме можно только мечтать. Она всем сердцем любит дочь, но старается не нарушать ее личное пространство. Ада взрослеет на фоне холмов и камней, которые оставил после себя древний ледник, и жизнь неназойливо, но внятно преподносит ей свои уроки. Как и все подростки, однажды она впервые влюбляется и под влиянием нежного и хрупкого чувства учится понимать и принимать себя и окружающих. Съемки фильма проходили в Нижегородской области на берегу Оки, и первые 20 минут картины зрители, завороженные операторским искусством, оказываются как бы наедине с природой. «Это история про самых обычных людей, о которых даже не принято снимать фильмы. Жизнь героев происходит без каких-то криков, эксцессов. Все протекает в контексте природы, которая намного старше, древнее, но такая же загадочная, как и сам человек», – говорит о своем фильме Станислав Светлов. Отметим, что соавтором сценария выступил казанский писатель Денис Осокин.
К вероятным фаворитам КМФМК-2023 можно смело отнести и ленту иранского режиссера Бехруза Шоайби «Без предварительной договоренности». На 44-м Московском международном кинофестивале она получила «Золотого святого Георгия» и приз за лучшую женскую роль (актриса Пега Ахангарани). «Мы снимали этот фильм, чтобы еще раз всем рассказать, что главный путь спасения – это любовь», – сказал Бехруз Шоайби после триумфа его картины в Москве. Главной героине по имени Ясмин было шесть лет, когда семья иммигрировала в Берлин. Спустя много лет она уже с собственным сыном возвращается в Иран в связи со смертью отца. Сын страдает аутизмом, и это сильно осложняет поездку. По приезде женщина, почти не помнившая своего отца, с удивлением узнает, что все наследство он оставил ей. Недолгое и вынужденное пребывание в родном городе отца и встречи с теми, кто его знал, заставляют ее по-новому осмыслить такие понятия, как жизнь, смерть, кровное родство.
«Жизнь конечна. Семейные ценности – вечны». Именно эта простая формула делает человека счастливым и перекидывает мостик к другому фильму конкурсной программы – «823-й километр», снятому в Татарстане по мотивам прозы Амирхана Еники (режиссеры Амир Галиаскаров и Ирек Хафизов). Главный герой фильма – признанный писатель, долгие годы живущий в Европе. Предчувствуя скорую смерть, он решает навестить родную землю, где жили, страдали и любили несколько поколений его семьи… Еще одна важная тема картины – отцы и дети. Сын героя – Амир, молодой успешный кинорежиссер, не принимает ценности и «консерватизм» своего отца, который, по его мнению, «живет прошлым». А писатель в свою очередь испытывает неподдельную горечь от того, что сын «потерял связь с корнями».
Трещина между членами одной семьи пролегла и в фильме Димитриса Кацимириса «Достоинство» (Греция). После смерти жены 80-летний глава семейства переезжает из деревни в город к сыну с невесткой. Однако в день его рождения сын приглашает братьев и сестер, чтобы сообщить им о том, что больше не сможет заботиться о пожилом отце, и необходимо найти альтернативное решение. На протяжении всего фильма камера кружится по маленькой квартирке, где собрались близкие родственники и, не стесняясь присутствия отца, с пеной у рта доказывают, почему не могут взять на себя такую ответственность.
Один из самых успешных индийских режиссеров Роми Мейтель приедет в Казань, чтобы лично представить свой фильм «Наш дом». Это история мальчика по имени Чаорен, который живет в отдаленной рыбацкой деревушке на берегу озера Локтак. Он хорошо учится в школе и мечтает получить аттестат об образовании. Даже когда семья вынуждена продать лодку, на которой мальчик добирался до школы, он не бросает учебу и преодолевает реку вплавь. Однако после того как власти уведомляют семью о выселении из дома, учеба и мечты мальчика оказываются под угрозой.
Турецкая драма «Клетка: между двумя сражениями» (дебютный фильм актера Дженка Изгорена, в котором он исполнил главную роль) расскажет о посттравматическом синдроме пережившего войну спортсмена. Выросший в детском доме боец MMA Бурак добровольцем отправляется на фронт и получает ранение. Вернувшись в Стамбул, он пытается наладить здоровые отношения с собой и окружающими. Однако дается это непросто. Окружение не оказывает ему того уважения, которого, по его мнению, он заслуживает. Бурак замыкается в себе, избегая всего, что связано с его прошлым, и ставит крест на своей карьере в боях без правил…
Национальный колорит и эхо разрушения великой страны в судьбах маленьких людей вобрала в себя картина из Таджикистана «Фортуна». Главной метафорой девяностых годов в фильме Мухиддина Музаффара становится счастливый лотерейный билет, выданный одному из героев вместо зарплаты.
В основной конкурс XIX КМФМК вошли также фильмы «Дорога» (Сирия), «Последние почтальоны» (Ирак) и «Рухнувшие стены» (Марокко).
И несколько слов про фильм-открытие нынешнего кинофорума – «Два капитана», показ которого состоится после торжественного старта фестиваля сразу на всех его площадках («Корстон», «Мир» и другие). Картина снималась в Бурятии (режиссер Баир Уладаев), но ее название – прямая отсылка к знаменитому роману Вениамина Каверина. Фильм рассказывает о дружбе двух мальчиков, чьи отцы в детстве тоже были лучшими друзьями, но потом их пути разошлись. Отец Агвана стал сотрудником полиции, а отец Серёжи успел отсидеть за убийство. И вот спустя десять лет они снова встретились. Экстремальная ситуация, в которую попадают их дети, расставляет все на свои места. Главным героям придется найти ответ на важнейшие вопросы. Готов ли ты отказаться от принципа кровной вражды и выстроить новый, такой хрупкий, но такой необходимый мир? На что ты способен ради будущего и жизни своих детей?..