Татарстанские театры питают надежду на скорую встречу со зрителями
Театры в числе первых подпали под ограничительные меры, связанные с пандемией, и последними среди учреждений культуры вернутся к привычному режиму работы. Предполагается, что это случится к сентябрю, но предстоящий театральный сезон простым тоже не будет.
ПОДСЧИТАЛИ, ПРОСЛЕЗИЛИСЬ…
Театры в Татарстане один за другим выходят из отпусков и подсчитывают убытки от вынужденного простоя, который пришёлся на пик сезона. А таковым традиционно считаются весенние месяцы. В ТГАТ им. Г.Камала, например, недополученный из-за карантина доход оценили в размере 15 миллионов рублей, при том что это единственный театр в республике, сумевший, пусть и немного, заработать за счёт онлайн-трансляций. Качаловский театр не мог похвастаться таким же впечатляющим, как у камаловцев, присутствием в виртуальном пространстве, но и здесь скрупулёзно подсчитали убытки. Как посетовал его руководитель Александр Славутский, здесь «потеряли» 25 миллионов рублей, из-за чего артисты лишились привычных и довольно весомых доплат. Что же тогда говорить о небольших, в частности, муниципальных театрах, доходы которых несопоставимы с бюджетами и сборами «академиков». К тому же скромные деньги от продажи билетов – часто единственная здесь возможность поставить «вне плана» что-то необычное, экспериментальное.
В настоящее время большинство казанских театров, не дожидаясь отмашки Роспотребнадзора, открыли продажу билетов на спектакли нового сезона. Можно сказать, на свой страх и риск. Министр культуры Ирада Аюпова объяснила это тем, что реализовать билеты за день или даже неделю невозможно
На новые постановки и поддержку молодых артистов планировали потратить недополученные 18 миллионов рублей и в Казанском ТЮЗе. Но тоже не судьба. Так случилось, что карантин особенно ударил по детским театрам, поскольку пришёлся на время школьных каникул, когда ребятня, как никогда, жаждет разнообразия и культурных впечатлений.
И всё-таки самыми пострадавшими надо признать частные театры, которые в прямом смысле оказались между жизнью и смертью. Государство им ничего не должно, а с меценатами в Татарстане и в лучшие-то времена была напряжёнка. У «частников» одна надежда – на добровольные пожертвования преданных зрителей и скорое их возвращение в пространство театра.
НА СВОЙ СТРАХИ РИСК
В настоящее время большинство казанских театров, не дожидаясь отмашки Роспотребнадзора, открыли продажу билетов на спектакли нового сезона. Можно сказать, на свой страх и риск. Министр культуры Ирада Аюпова объяснила это тем, что реализовать билеты за день или даже неделю невозможно. «Это не продуктовая корзина, которую можно наполнить за один поход в магазин, – прокомментировала она ситуацию. – Для этого требуется определённая работа, связанная с рекламой и продвижением. Большинство театрально-зрелищных учреждений продают пока билеты с учётом пятидесятипроцентной наполняемости зала. Лишь после того как Роспотребнадзор даст свои рекомендации, станут понятны дальнейшие шаги и по рассадке зрителей, и по эксплуатации театра в целом».
Основные сложности, по словам министра, могут возникнуть даже не в зрительном зале, а на входе и выходе в театр, а также в фойе, буфетах и так далее. «На этот счёт также следует дождаться чёткого регламента Роспотребнадзора. Главное, чтобы никто не заболел, не пострадал от инфекции. Ни артисты, ни зрители», – подчеркнула Ирада Аюпова.
Если в зале 800 и более мест, то даже пресловутая «шахматная» рассадка зрителей не выглядит таким уж серьёзным препятствием для возобновления «живых» спектаклей. Да, невыгодно, но лучше играть для небольшого количества зрителей, чем вообще не играть
В чём риск начавшихся распродаж для экономики театров, тоже понятно. К сожалению, никто сейчас не может дать гарантию, что второй волны эпидемии не будет. И при неблагоприятном развитии ситуации зрители начнут массово возвращать купленные билеты, что, естественно, обернётся для театров дополнительными издержками. Неслучайно некоторые из них, чтобы как-то обезопасить себя в этом смысле, продают билеты с открытой датой. Но, кстати, чем крупнее театр, тем большим воодушевлением веет от его афиши, которая свёрстана, как правило, на месяц вперёд. Назначены и даты ближайших премьер.
Например, театр оперы и балета им. М.Джалиля намерен открыться 5 сентября и в этот же день представить отложенную из-за коронавируса премьеру – спектакль «И воссияет вечный свет» на музыку «Реквиема» Моцарта. Первый спектакль со зрителями в Камаловском театре может состояться и того раньше – 21 августа. Единственное, вместо традиционной «Голубой шали» с большим количеством массовых сцен публика увидит новую и более камерную постановку «Угасшие звёзды».
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ЗА ПУБЛИКОЙ
Понятно, что если в зале 800 и более мест, то даже пресловутая «шахматная» рассадка зрителей, то есть с соблюдением социальной дистанции, не выглядит таким уж серьёзным препятствием для возобновления «живых» спектаклей. Да, невыгодно, но лучше играть для небольшого количества зрителей, чем вообще не играть. К тому же это ведь не навсегда. Другое дело, когда в зале 300–400 мест (бывает, что и меньше), а присутствовать на спектакле смогут от силы 150 зрителей. В таких случаях, конечно, вопрос об экономической целесообразности стоит перед театром ребром.
Показательна в этом смысле Москва, где официально театрам разрешено работать уже с 1 августа при условии заполнения 50 процентов зрительного зала. Но в большинстве из них сразу заявили, что играть спектакли в августе не намерены, возобновится только репетиционный процесс. Одни планируют открыться в сентябре, другие – ещё позже, и везде надеются, что к этому времени зрители смогут заполнить зал полностью, а не наполовину.
Со дня на день Роспотребнадзор должен представить уже в окончательном виде свои рекомендации по работе театрально-зрелищных учреждений в условиях сохраняющейся угрозы распространения коронавирусной инфекции. И хочется надеяться, что новые правила, с одной стороны, действительно помогут защитить людей, а с другой, всё-таки не сведут на нет живую энергию театра и его экономику.
Но последнее слово, безусловно, останется за зрителями. Вернутся ли они в театры? Или, может, уже по привычке будут сторониться таких мест? К тому же для многих поход в театр – это разновидность семейного досуга. А какая радость от совместного просмотра, когда между вами пустота в полтора метра? И даже если театрам удастся сохранить «семейную» рассадку, остаются сомнения другого рода: каждый ли семейный бюджет потянет её сегодня? Пожалуй, именно эти вопросы волнуют деятелей театра больше всего накануне открытия нового сезона.