Под таким заголовком в начале 70-х журналист Валерий Аграновский публиковал цикл статей, в которых пытался в ретроспекции проследить причины, заставившие обычного 17-летнего десятиклассника выйти ночью на улицу с ножом. Вывод: главная из них – нравственное воспитание в семье и школе. Вернее, его отсутствие.
Звали героя Андрей Малахов. Юный зэк вообразить не мог, какую популярность в 21-м веке приобретут в стране два этих слова! Правда, сам он тут не при чем: просто его тезкой и однофамильцем оказался кумир двух главных телевизионных каналов России. Того Малахова делинквентной личностью сделали двор, улиц, компания шпаны – он жертва «совковой» школы жизни. Шоу его «звездного» антипода, тоже своего рода школа – «школа злословия» (выражение, означающее «сборище сплетников». – Авт.). На глазах у миллионов телезрителей, дерзко-обаятельный ведущий бесцеремонно вторгается в частную жизнь любимых и почитаемых (к сожалению, ушедших от нас) артистов, композиторов, певцов. На потребу честолюбивых, не весть откуда взявшихся внебрачных чад, претендующих на престижное родство, недвижимость и банковские счета усопших, с беззастенчивостью мародера копается в их прижизненном «грязном белье», выясняет процент генной идентичности. Разинутый рот с палочкой для ДНК-теста стал визитной карточкой программы. В случае сомнительности результатов генетической экспертизы может встать вопрос (страшно вымолвить!) об эксгумации! Как в случае с обожаемым детьми и взрослыми актером Спартаком Мишулиным. Его сказочный персонаж Карлсон, любивший повторять: «Пустяки, дело житейское!» язык бы прикусил!
Те же смакования семейных патологий в программах-клонах Борисова, Шепелева, до них – Корчевникова. Диву даешься, как лихо эти раскрученные, рейтинговые шоумены трансформируют пушкинскую «любовь к отеческим гробам» в циничное «гробокопательство». «Мертвые срама не имут», – обращался к воинам перед битвой с греками князь Святослав. По теперешним-то понятиям еще как имут!
«Чесатели корост, смесители кровей, жеватели мастик, глотатели пустот» – клеймит Марина Цветаева читателей газет в одноименном стихотворении. Парадокс – сегодня эти уничижительные эпитеты вполне можно переадресовать авторам иных телевизионных проектов.
Еще в XVI столетии философ-гуманист Монтень писал: «Наша душа движется под чутким влиянием, следуя и подчиняясь примеру и наставлениям других». Золотые слова! Беда лишь в том, что нынешние «влиятели» и «наставители» для духовной миссии мало пригодны. Доверить душу творцам вышеозначенных ток-шоу все равно, что продать ее Мефистофелю!
Не остановили Малахова в 70-х – получили гопников, «казанский феномен», ОПГ. Не останови Малахова сегодня – и без того деградирующее ТВ превратится в сущий ящик Пандоры.