О чём поведает коллекция священного Корана

В Национальной библиотеке отметили 1100-летие принятия ислама булгарами

«Книга книг» («Олуг китап») – так называется выставка, которую подготовила Национальная библиотека Татарстана. Посвящается она корану – священной книге мусульман.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: tatar-inform.ru

В Национальной библиотеке отметили 1100-летие принятия ислама булгарами

 

Коллекция корана, а также посвящённых ему материалов в главном книжном хранилище республики насчитывает более трёхсот единиц хранения.

«Книга книг» («Олуг китап») – так называется выставка, которую подготовила Национальная библиотека Татарстана. Посвящается она корану – священной книге мусульман.

 

Экспозиция продолжает цикл праздничных мероприятий, приуроченных к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Здесь представлены уникальные рукописные и печатные экземпляры корана, тафсиры (толкования) и переводы Священного Писания.

Коллекция корана, а также посвящённых ему материалов, в том числе на электронных носителях, в Национальной библиотеке насчитывает более трёхсот единиц хранения. По словам заместителя директора по научной работе главного книжного хранилища республики, знатока его фондов Ирека Хадиева, здесь имеются издания священной книги из различных регионов России, а также из Турции, Саудовской Аравии, Ирана, многих других стран.

Во время экскурсии гостям продемонстрировали список тафсиров корана, принадлежавший именитому скульптору и художнику Баки Урманче (в юности он получил основательное религиозное образование), «детский» печатный Коран из арабской типографии, фрагмент из книги, напечатанный японскими иероглифами.

А вот коран 1557 года написания – самый древний и самый крупный в коллекции. Он был создан в Константинополе (ныне Стамбуле). Выглядит весьма потрепанным и попал в библиотеку совершенно случайно. Одна татарская семья хранила его у себя на протяжении нескольких поколений. Никто даже и не подозревал, какую ценность он представляет. Его доставали из сундука по праздникам, считали семейной реликвией и даже сшили для него бархатный чехол.

В конце 1990-х годов этот шедевр передали в дар Национальной библиотеке. Несмотря на неважное состояние обложки, тексты отлично сохранились. На одной из страниц можно обнаружить автограф турецкого поэта XVI века Куллията Заифи.

 

 

Самый крохотный коран (1610 года создания) из бывавших в стенах библиотеки – размером с половину спичечного коробка. Его защищает посеребренный чехол-кулон. Предполагается, что его можно было носить на шее, как амулет.

Кроме того, организаторы представили другой миниатюрный – шестиугольный Коран, выполненный традиционным для индийских изданий способом литографии. Где ещё вы видели подобное? Пожалуй, это самый необычный из всех книг, что можно встретить в фондах Национальной библиотеки. Написан он в 1796 году. Необычен не только сам коран, но и его чехол. Выполненный из грубой верблюжьей кожи, он предназначен для того, чтобы защищать книгу в путешествии…

Помимо различных переизданий и толкований Священного Писания, в экспозицию вошли работы трёх молодых художников, специализирующихся на арабской каллиграфии в современном абстрактном исполнении, – живописца Алексея Горина, писателя из Екатеринбурга Айрата Хусматулина, а также известного казанского певца и дизайнера Назима Исмагилова.

 


Самый древний и самый крупный в коллекции Национальной библиотеки – коран 1557 года написания. Он был создан в Константинополе (ныне Стамбуле). Выглядит весьма потрепанным и попал в библиотеку совершенно случайно. Одна татарская семья хранила его у себя на протяжении нескольких поколений. Никто даже и не подозревал, какую ценность он представляет…


 

Авторы картин не смогли присутствовать на открытии лично, но записали видеообращение к гостям экспозиции. «Арабская каллиграфия имеет большую роль не только в развитии искусства, но и в развитии сознания современного человека», – выразил убеждение Назим Исмагилов.

Ректор Российского исламского института, заместитель муфтия Татарстана Рафик Мухаметшин в ходе круглого стола, состоявшегося в рамках открытия выставки, отметил, что к новому течению искусства взрослое поколение может относиться неоднозначно. «О современной арабской каллиграфии как о новом веянии искусства можно говорить по-разному, так как у мусульман имеется классическая каллиграфия. Но точно можно использовать её как инструмент, способный привлечь молодёжь», – считает ректор.

В свою очередь, специалист отдела по вопросам шариата Духовного управления мусульман Татарстана, преподаватель Казанского исламского университета Ахмад Абу Яхья Аль-Ханафи рассказал о создании современного рукописного Корана, который станет первым в новейшей истории мусульман.

«Коран всегда переписывали от руки, и мы хотим возродить эту традицию в Казани. Каллиграф Артур Писаренко уже ведёт соответствующую работу с использованием современных технологий. У нас есть всё необходимое, чтобы служить священной книге мусульман», – подчеркнул он.

Посетить выставку «Книга книг» можно до конца лета.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще