НЕ ДАЛ УМЕРЕТЬ С ГОЛОДУ
Напомним: жуткое ЧП в Казани произошло 9 ноября прошлого года. 48-летняя жительница села Богородского Пестречинского района Жанна Хусаинова ранним утром отправилась на работу в ЖК «Весна» и решила сократить путь через поле, мимо промбазы. Там, на пустыре, ее и загрызли собаки.
На следующий день служба отлова забрала обитавших не территории базы 17 псов, а владельца промбазы, директора и учредителя ООО «Фирма “Буревестник”» Иосифа Лифшица задержали и отправили под домашний арест. Сначала ему предъявили обвинение по ч. 2 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека). Сам он заявил, что виноват лишь в том, что не дал умереть с голоду щенкам, которых регулярно подкидывали к забору базы все кому не лень.
ГУМАНИЗМ В ЗАКОНЕ
Когда дело Лифшица дошло до суда, обвинение переквалифицировали на более серьезную статью 109 («Причинение смерти по неосторожности»). Следствие и прокуратура на полном серьезе заявили, что хозяин промбазы, раз уж он подкармливал бездомных животных, обязан был их контролировать: водить гулять на поводках и в намордниках, агрессивных поместить в специальный вольер.
Обвиняемый назвал эти доводы абсурдными.
– Эти собаки не были моими, я не являлся их хозяином. Они не принадлежали мне на праве собственности и не находились на постоянной основе на территории моей базы. База не была их домом, они были бездомными! – подчеркнул он.
Лифшиц также отметил, что собак подкармливал не только он, но и арендаторы помещений базы, волонтеры.
– Закон «Об ответственном обращении с животными…» говорит, что проявление гуманного отношения к бездомным животным – обязанность всех граждан. Меня привлекают к уголовной ответственности за то, что я соблюдал требования закона? – поставил вопрос ребром обвиняемый на очередном судебном заседании.
«СНАЧАЛА НАШЛИ САПОГ, ПОТОМ – ЖАННУ»
Вчера суд допросил нескольких свидетелей по делу.
Сначала начальник смены дежурной части ОП «Гвардейский» объяснила, почему полицейские не пришли на помощь женщине, которая успела позвонить на номер 112 в момент, когда на нее набросилась стая собак. По словам сотрудницы полиции, дежурный принял сигнал в 7.15, но в 8.00 у них в отделе пересменка, так что участковый и патрульно-постовая служба были направлены по указанным координатам геолокации после этого. Выехав на место, они никого не нашли. Позже выяснилось, что координаты были неточные…
Соседка Жанны Хусаиновой Алена Масонова, которая в роковой день принимала участие в поисках пропавшей, рассказала, что, когда поисковики-добровольцы направлялись к территории промбазы, чтобы расспросить сотрудников, не видели ли они женщину, там бегала большая стая собак.
– Я шла впереди и не предполагала, что собаки какие-то агрессивные. Когда я подошла, они меня окружили, вроде такие доброжелательные, хвостиками махали, а потом одна подбежала и начала рычать, и они все стали на меня лаять, – рассказала свидетельница.
– Собаки были очень агрессивные, они рычали, лаяли. Я сама собачница и знаю, что такое агрессивные собаки, – рассказала другая свидетельница, подруга погибшей, Алсу Мерищенко. – Потом нашли Жанну…
Как оказалось, пока поисковики общались с сотрудниками базы, одна собака куда-то побежала. Несколько человек проследили за ней и нашли сапог Жанны, а неподалеку и ее тело.
– Я была в шоковом состоянии. Точно не помню слова Лифшица, он говорил про то, что его собаки этого сделать не могли, мол, там есть еще какие-то другие, дикие собаки, может, они…
«КАКАЯ ЦЕЛЬ У ЗООЗАЩИТНИКОВ?»
После заседания суда журналисты попросили обвиняемого Иосифа Лифшица прокомментировать недавнее ЧП в Зеленодольском районе, где жертвой бродячих собак стала 9-летняя девочка, чудом оставшаяся в живых. После этого суд отправил под домашний арест директора и администратора благотворительного фонда «Кот и пес», которые много лет занимались отловом бродячих собак на территории района.
– Основную причину случившегося лично я вижу в том, что муниципалитеты, вопреки требованиям Федерального закона «Об ответственном обращении с животными…», не создают приюты для содержания бездомных животных, – заявил Лифшиц. – Этот несчастный Альберт Галиев (директор фонда «Кот и пес». – «РТ») вместе со своим напарником вкладывали свои деньги, силы и здоровье в содержание этих собак, и, конечно, они нуждались в помощи…
Свою позицию по поводу трагедии в Зеленодольском районе высказал и вдовец Жанны Хусаиновой.
– Мне кажется, это звенья одной цепи. Трагедия одна на всех: и моя беда, и в Васильеве. Когда я узнал о случившемся, на меня такая волна эмоций нахлынула. Я сам всё это пережил, а тут еще и ребенка порвали… Сложно даже слова подобрать, настолько это дико! – сокрушается Рустем Хусаинов.
Мужчина твердо убежден, что на улицах в принципе не должно быть ничейных собак, которых сейчас очень много. По его мнению, добрых собак из числа бродяжек можно пристраивать в хорошие руки, агрессивных – определять на пожизненное содержание в приюты, а если приютов нет, утилизировать.
– У этих собак, которых называют бездомными, изначально дома не было. Они на улице родились. Какая от них польза? Зачем они нужны? Какая цель у зоозащитников? Нравится собака? Возьми ее к себе домой! Не берешь – о чем тогда разговор? – возмущается вдовец.
Отметим, что более 20 российских регионов, где также произошли случаи нападения бродячих собак на людей, с одобрения федеральных властей уже узаконили эвтаназию отловленных животных, для которых в течение определенного срока не нашлось хозяев. Татарстан такую меру пока не ввел.