НЕ БОЛЬШЕ 20 СИМ-КАРТ В ОДНИ РУКИ
Как рассказал оперуполномоченный по особо важным делам отдела по раскрытию мошенничеств Управления угрозыска МВД РТ Радис Юсупов, снижение ущерба стало результатом принятия новых законов, направленных на противодействие мошенническим действиям. В частности, были введены ограничения на продажу сим-карт (не более 20 в одни руки), банковских карт и аккаунтов.
Фишинговые сайты и вредоносные программы остаются одними из самых распространенных способов мошенничества в республике.
«Фишинговый сайт – это поддельный ресурс, созданный мошенниками для кражи ваших персональных данных, банковских карт, кодов, паролей и переписки. Вирусные программы же предназначены для получения несанкционированного доступа к вашему телефону, копирования всей информации и даже удаленного управления устройством без вашего ведома», – пояснил Юсупов.
Чтобы отличить настоящий сайт от поддельного, можно воспользоваться бесплатным сервисом VirusTotal. Он анализирует подозрительные файлы и ссылки, выявляя вирусы, черви, трояны и другие вредоносные программы.
«Вирусное программное обеспечение часто распространяется через сообщения. Наверняка многие из вас получали SMS от друзей или знакомых с вопросами вроде: “Это ты на видео?” или “Что скажешь об этом списке?”. Не задумываясь, пользователь может перейти по ссылке или открыть файл, который автоматически загрузится на устройство. Внешне никаких изменений не произойдет, но вирус начнет передавать конфиденциальную информацию своему владельцу: ваши действия на телефоне, установленные приложения, а также введенные пароли и логины», – рассказал Юсупов.
Он подчеркнул, что нельзя открывать неизвестные файлы с расширением и.apc, .vcf, .doc, .pdf и .zip, так как они могут представлять опасность. Для дополнительной проверки также рекомендуется использовать сервис VirusTotal.
КОД ДЛЯ «ИДЕНТИФИКАЦИИ»
Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»
Сегодня существует множество видов мошенничества, отметил Юсупов. Особенно часто с ними можно столкнуться при покупке или продаже товаров. Даже находясь в безопасности своего дома, каждый человек может стать жертвой злоумышленника – он может постучаться в дверь или позвонить на домашний телефон.
Часто преступники представляются сотрудниками службы безопасности банка или правоохранительных органов. А иногда они звонят от имени сразу нескольких ведомств или служб.
«Мошенники часто звонят, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда. Они сообщают пенсионерам о якобы выявленном неучтенном трудовом стаже и предлагают пересчитать пенсию. Для “идентификации” вас как получателя пенсии, они попросят назвать код из СМС-сообщения. Подобные схемы применяются и в отношении детей. Злоумышленники могут позвонить ребенку, сообщив об изменениях на сайте школы, например, о необходимости обновить пароль от электронного дневника. Для этого им понадобится пароль от портала Госуслуг. Далее последует звонок от якобы сотрудника правоохранительных органов или банка. Под предлогом различных угроз и запугивания, они будут добиваться полного выполнения своих требований», – рассказал Юсупов.
Он напомнил, что никто из банка не будет просить ваш пароль для отмены операции. Никогда не сообщайте свои логин, пароль от онлайн-банка и коды из SMS, предупредил он.
«ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙТЕ ЛЮБУЮ ИНФОРМАЦИЮ»
«Преступники постоянно изобретают новые схемы обмана. Лучшая защита от них – повышение собственной правовой и финансовой грамотности. Всегда проверяйте любую информацию. Например, при подозрительных звонках можно связаться со службой безопасности вашего банка или обратиться на горячую линию полиции. Важно сохранять спокойствие и не поддаваться панике при общении с мошенником. Выведение из равновесия и внушение – их главные приемы», – рассказал прокурор отдела по надзору за следствием органов внутренних дел прокуратуры Татарстана Булат Закиров.
По словам прокурора, более половины жертв сегодня – это трудоспособное и экономически активное население. Он подчеркнул, что такого человека легко ввести в состояние фрустрации, вызвав страх потери.
«В этом году были внедрены эффективные технические решения, значительно затрудняющие деятельность мошенников. В результате количество дистанционных мошенничеств в августе 2025 года снизилось на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – подчеркнул Закиров.
Например, введен самозапрет на выдачу кредитов: теперь граждане могут самостоятельно установить запрет на получение кредитов. Также предусмотрен период времени между подачей заявки на кредит и его фактическим получением, позволяющий обдумать решение. С марта все банки обязаны уведомлять родителей или законных представителей несовершеннолетних клиентов о выдаче им банковской карты и обо всех операциях по их счету. В числе нововведений – сервис «Вторая рука». Он позволяет назначить доверенное лицо (родственника или друга), которое будет получать уведомления о подозрительных операциях по счету. Такая возможность повышает контроль и своевременное реагирование на возможные мошеннические действия.
Закиров напомнил, что с 1 октября 2025 года крупные банки обязаны внедрить в свои мобильные приложения функцию для оперативного сообщения о мошеннических переводах. Пострадавшие также смогут получить от банка справку о таких операциях для дальнейшего обращения в полицию.
«За восемь месяцев этого года в наш адрес поступило 100 исковых заявлений о признании кредитных договоров недействительными в связи с мошенническими действиями. Помимо этого, направлено 111 исков о взыскании неосновательного обогащения с так называемых “дропов” – лиц, предоставивших свои банковские карты мошенникам для перевода денежных средств. Работа по борьбе с мошенниками ведется нами ежедневно и находится на особом контроле», – подытожил Закиров.