Вот такой «Аркадаш»: Альметьевск готовит четыре театральные премьеры

Вот такой «Аркадаш»: Альметьевск готовит четыре театральные премьеры arkadash.tatar

Альметьевск намерен перехватить у Казани пальму первенства в части приобщения горожан к современному искусству. С 1 по 3 ноября здесь пройдет театральный  фестиваль «Аваздаш», в рамках которого состоится четыре необычных премьеры.

ПОМАНИЛА «ТАТНЕФТЬ»

При этом обращает на себя внимание, что в команде альметьевского проекта  сплошь знакомые, казанские лица. Режиссер Туфан Имамутдинов еще пару месяцев назад объяснил свой уход из Тинчуринского театра  желанием целиком сосредоточиться на культурных проектах  «Татнефти». Тогда он как бы подвесил интригу, и только сейчас стали известны подробности. В составе сформированной им команды приобщать альметьевцев  к новым театральным формам будут также танцовщик Нурбек Батулла, композитор Эльмир Низамов, поэтесса Йолдыз Миннуллина и другие продвинутые казанцы, с легкостью и изяществом ломающие привычные стереотипы на сцене и в головах.

Больше того, выяснилось, что «Аваздаш» – это часть более масштабного проекта, реализуемого благотворительным фондом «Татнефть» и получившего название «Аркадаш». Точного перевода этого слова не существует, но, как сказано на официальном сайте проекта, оно является однокоренным с тюркским словом «спина, опора» и характеризует людей, стремящихся быть опорой друг другу на избранном ими пути.

«Мы лидеры, поэтому берем на себя ответственность за формирование в том числе культурной экосистемы региона», – отметила директор благотворительного фонда «Татнефть» Эльмира Газизова. В частности, она напомнила, что весной этого года в рамках проекта «Аркадаш» в Альметьевске прошли лаборатория и фестиваль молодой режиссуры, участники которых (студенты ГИТИСа) знакомились с историей и мифологией края и затем попытались перевести свою рефлексию на язык современного театра. Так появились спектакли о Бугульме, Лениногорске, Карабаше…

Конечно, казанцы в этом смысле более насмотрены и видели уже немало подобных проектов, но в Альметьевске тоже начинают привыкать к новым театральным  формам. Здесь ежегодно проводится мультижанровый фестиваль «Каракуз», есть драматический и уличный театры, театр горожан.  «Поэтому с фестивалем «Аваздаш» мы пришли на уже подготовленную почву», – считает куратор проекта Туфан Имамутдинов.

«РЕНЕССАНСНЫЙ» ЧЕЛОВЕК

Одну из стартовых пресс-конференций организаторы альметьевского фестиваля провели в Казанском художественном училище им. Н.И.Фешина. И это неспроста. «Аваздаш» откроется спектаклем о родоначальнике татарского изобразительного искусства Баки Урманче, поистине ренессансной  личности в татарской культуре: живописец, скульптор, поэт, музыкант, полиглот, философ… Жанр спектакля обозначен как «хоровые картины». Музыку для него написал Эльмир Низамов, исполнять поэтические тексты Урманче будет камерный хор Миляуши Таминдаровой, а творческий дух главного героя воплотит на сцене премьер казанского балета Вагнер Карвальо.

Говоря об этом проекте, Имамутдинов отметил: «Меня привлекло имя Баки. Это одно из имен Аллаха…»  А композитор Эльмир Низамов честно признался, что прежде знал Урманче только как художника, и лишь когда начал работать над «хоровыми картинами» познакомился с его поэзией, лирикой, и в полной мере открыл для себя эту личность. «Урманче – монументальный художник и монументальная личность, и мы постарались тоже монументально к этому подойти», – добавил Имамутдинов.

ТЕЛО КАК ЯЗЫК ПРЕДКОВ

Творческое объединение «Алиф», приписанное в Казани к театральной площадке MON, практически в полном составе тоже передислоцируется в Альметьевск. Хореографы Марсель и Мария Нуриевы представят танцевальный спектакль «Узоры» («Нэкиш»), а неутомимый Нурбек Батулла продолжит экспериментировать в области так называемого «физического театра». На этот раз темой его пластического перформанса станут балбалы – таинственные каменные изваяния, олицетворяющие в тюркской культуре дух предков-воинов и одновременно служившие оберегами. Часто они изображают человека, который держит в руках кубок. В поминальных ритуалах возле них устраивались пиры, чтобы души предков радовались и не уходили в забвение.

По словам Нурбека, о балбалах он слышал с детства от своего отца, писателя Рабита Батуллы, и его всегда интересовало, что зашифровано в этих древних изваяниях. Информации о них очень мало и в поисках хоть какой-то зацепки хореограф даже поучаствовал в тренировке борцов корэш. «Мы ищем архаичный язык тела, а национальная борьба корэш – такой же древнейший памятник, как каменные балбалы. Чтобы понять это тело – нужно прожить его, почувствовать в схватке», – рассказал о своей творческой «кухне» танцовщик.

МЕЛОДИЯ НА ДВА ГОЛОСА

Наконец, альметьевцы первыми увидят спектакль – роман в стихах «Это не я» (автор – Йолдыз Миннуллина). Герои этого лирического повествования – два татарских поэта Хасан Туфан и Клара Булатова. Оба вспоминают свою первую встречу, которая произошла в 1959 году в Альметьевске.  Ему на тот момент было 58, из них 16 прошли в лагерях и ссылке. Ей – 23, она выросла на его стихах, хоть они и были под запретом, и делала первые шаги на литературном поприще. Им приписывали платонический роман, но для создателей спектакля это прежде всего высказывание о смысле творчества. «Иногда все вроде бы делаешь правильно, но жизненной энергии там может и не быть. Поиск жизненной энергии – вот высшая цель творчества. В это внутреннее состояние  нужно войти, и оно должно быть больше тебя», – поделилась Йолдыз Миннуллина своим пониманием стихотворения Хасана Туфана «Это не я», которое вынесено в название спектакля.

По словам Имамутдинова, после завершения фестиваля «Аваздаш» все четыре постановки организаторы планируют показать в Казани.

фестиваль Альметьевск современное искусство новости Татарстана театр Тинчурина
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости