Сражения с ними иногда напоминают усилия по борьбе с производителями и продавцами суррогатных спиртных напитков
Закончились новогодние праздники, и в наркодиспансерах наступает горячая пора – ожидается наплыв жертв запоев. Согласно утверждениям республиканских наркологов более 28 тысяч татарстанцев являются алкоголиками, и ежегодно на учет в наших медицинских учреждениях с диагнозом «алкоголизм» встают почти 1700 больных. Причем эти цифры не отражают реальности, так как до медиков «доходит» лишь часть людей, нуждающихся в их помощи.
При этом Татарстан в «Национальном рейтинге трезвости», составленном представителями федерального проекта «Трезвая Россия» совместно с центром информационных коммуникаций «Рейтинг», является самым малопьющим регионом в Приволжском федеральном округе. В среднем по республике потребление легальной алкогольной продукции в пересчете на этиловый спирт составляет 10,2 литра на человека в год. Сколько плюс к этому выпивается суррогатного и контрафактного алкоголя, не может сказать никто. Косвенно об этом можно судить по грустной статистике: ежемесячно в Татарстане фиксируется в среднем более ста случаев алкогольных отравлений и три десятка смертей вследствие тяжелейшей интоксикации алкоголем, как правило, суррогатным. И это тоже лишь вершина айсберга, ведь значительная часть летальных отравлений регистрируется как смерть от других причин, к примеру, болезней системы кровообращения, печени и т.д.
Продвинутые любители спиртного, напуганные угрожающей статистикой отравлений, мастерят самогонные аппараты и возрождают дедовское, «натуральное» самогоноварение. Но основная часть удовлетворяются дешевым алкоголем из Казахстана и продукцией «гаражного» производства – смеси спирта, воды и порошковых вкусовых концентратов.
Серый рынок давит на легальный алкоголь, и производственники винят в этом высокие акцизы. Но акцизы на алкоголь крепостью до 9 процентов, а также на коньяки, бренди, водку и прочие крепкие спиртные напитки вот уже третий год заморожены на уровне 500 рублей за литр. Тем не менее рынок нелегального алкоголя процветает. Если в 2014 году его доля в нашей республике составляла 20 процентов (в России – 40), то в 2015 году паленой является уже каждая четвертая бутылка крепкого алкоголя (в России – каждая вторая). На прежнем уровне остались акцизы на крепкий алкоголь и в этом году – Правительство РФ повысило лишь налоги на пиво (с 18 до 20 рублей за литр) и игристые вина из импортного сырья (с 13 до 26 рублей).
Не изменились и штрафные санкции за нелегальный сбыт алкоголя. Татарстанские депутаты выступили было с законодательной инициативой о существенном увеличении штрафов за производство и реализацию контрафактного алкоголя, однако профильный комитет российского парламента рекомендовал это предложение к отклонению.
Президент РТ тоже считает, что проблему с фальсификатом одними штрафами не решить. На встрече с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации от Татарстана в конце декабря прошлого года Рустам Минниханов заявил, что производителей поддельного алкоголя «надо отправлять в тюрьму». «Они же людей убивают, поэтому и наказание должно быть соответствующее. Здесь может идти речь только об уголовной ответственности. Штрафами мы эту заразу не победим – хоть в десять раз их увеличивайте: у бутлегеров столько денег, что они любые штрафы оплатят», – сказал глава республики.
Такая категоричность понятна: от производителей поддельной водки серьезно страдает бюджет. В настоящее время 40 процентов «алкогольного» налога направляется в бюджеты регионов, остальное поступает в федеральную казну, но ежегодно из-за контрафактных продаж Татарстан теряет до 2,5 млрд рублей. Нынче бюджет республики рассчитывает на поступление 12 млрд «алкогольных» рублей, но получит ли он их полностью, большой вопрос.
Тотальный контроль возможно установить лишь за легальным рынком алкоголя, особенно теперь. С этого года в стране вводится единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), позволяющая отслеживать путь каждой бутылки с момента ее отправки с завода до покупки потребителем. Все магазины и организации общепита, торгующие алкоголем, должны переоборудовать кассы, обзавестись компьютером, соответствующим программным обеспечением, доступом к Интернету и в целом изменить устоявшиеся правила работы. По разным оценкам, на подключение одной торговой точки к ЕГАИС необходимо от 50 до 100 тысяч рублей. Для крупных торговых сетей эти затраты несущественны, чего не скажешь о средних и мелких торговых точках. Владельцы сельских магазинов и вовсе в панике, ведь многие из них держатся на плаву только за счет продажи водки, и отсутствие в ассортименте
горячительного может привести к их нулевой рентабельности. Сельские магазины порой являются единственным местом, где крестьяне могут купить качественный легальный алкоголь. Но если сельмаги не найдут денег на приобретение необходимого для ЕГАИС оборудования, то либо закроются, либо перейдут на контрафакт. В 700 селах республики и вовсе нет стационарных магазинов – торговля там ведется с автолавок Татпотребсоюза, что вообще исключает возможность подключения к общероссийской информационной системе.
Борьба с производителями и продавцами суррогатного алкоголя ведется по всем фронтам, но напоминает битву с ветряными мельницами, так как насквозь пронизана фискальным интересом. В погоне за акцизами региональные власти (и не только нашей республики) различными методами поддерживают местных производителей. Это оказалось не по нраву Федеральной антимонопольной службе. Как сообщают «Известия», чтобы пресечь местническое лобби, антимонопольщики предложили Правительству РФ аккумулировать «пьяные» налоги в полном объеме в федеральной казне и затем перечислять их в регионы пропорционально либо численности населения, либо количеству выпитого им алкоголя. Таким образом, больше денег из федерального бюджета получат самые «пьющие» регионы.
И еще. Как ни печально, но приходится признать: в погоне за высокой фискальной отдачей алкогольного рынка и в битве с суррогатом как-то забывается о самой борьбе с пьянством и алкоголизмом и антиалкогольной пропаганде. Но это уже тема отдельного разговора.
