«В России ничего подобного нет»: атрибуция казанской музейной коллекции принесла немало находок

С тех пор как в Казани появилось представительство Эрмитажа, где постоянно проходят выставки одна рос­кошнее другой, казанская коллекция западноевропейского искусства невольно оказалась в тени. Взглянуть на нее свежим взглядом, в том числе сквозь призму тех открытий, которые были сделаны высококлассными экспертами в последнее время, позволяет новая выставка в усадьбе Сандецкого­ – главном здании Музея изобразительных искусств РТ.

выставка в усадьбе Сандецкого­ 

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫХ МАСТЕРОВ

Экспозиция так и называется – «Новый взгляд», а одним из ее кураторов является главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва), доктор искусствоведения Вадим Садков. Некоторое время назад он откликнулся на просьбу нашего музея провести новую атрибуцию казанской коллекции, необходимость которой давно назрела.

Атрибуция произведений искусства, то есть установление их авторства и происхождения, – процесс тонкий и длительный. Бывает, что на это уходят десятилетия. К тому же иногда вместо долгожданной сенсации может случиться конфуз. Например, если эксперты придут к выводу, что предмет гордости музея – на самом деле всего лишь второсортная копия или подделка. Но это так, к слову пришлось и не имеет отношения к Казани.


Первым крупным исследователем, обратившим внимание на казанскую музейную коллекцию, был Юрий Иванович Кузнецов (1920–1984) – сотрудник Эрмитажа, выдающийся знаток западноевропейской живописи и рисунка. Ему принадлежат первая публикация и введение в широкий научный обиход двух картин голландских художников XVII столетия


Как известно, ядром казанской коллекции живописи, насчитывающей сегодня почти 400 полотен, является художественное собрание известного коллекционера и мецената А.Ф.Лихачёва (1832–1890), но не только. В 1920–1930-х годах фонды музея заметно пополнились за счет поступлений в том чис­ле из Государственного музейного фонда и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Но, как правило, картины приходили в Казань со старыми, часто еще дореволюционными атрибуциями.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ И ГОЛЛАНДЦЕВ В КАЗАНИ

Понятно, что современные атрибуционные практики ­ушли далеко вперед, и неугасающий интерес к казанской коллекции со стороны ведущих специалистов в области западноевропейской живописи обещает нам еще немало открытий. Как это было, например, с «Мадонной» Мариотто ди Нардо, флорентийского живописца, творившего на рубеже XIV–XV веков. Этот редкий для российских музеев образец итальянской готики идентифицировала, будучи в Казани, известный московский искусствовед Виктория Маркова. А упомянутый Вадим Садков, крупный эксперт в области фламандской и голландской живописи, установил авторство двух картин, которые до недавнего времени значились в музейном каталоге как работы неизвестного художника XVI века.­ Садков уверен, что имя живописца – Питер Артсен, который жил и творил в одно время с Питером Брейгелем – старшим и считается одним из «отцов» нидерландской бытовой живописи. По словам эксперта, в России находятся еще только три его картины: две в Эрмитаже и одна в Пушкинском музее.

А сейчас Вадим Анатолье­вич бьется над еще одной загадкой. Среди работ, представленных на выставке «Новый взгляд», можно увидеть «Автопортрет», на котором согласно первоначальной атрибуции изображен Николя де Ларжильер, придворный художник французского короля Людовика XIV.

«Это очень известный художник. Его работы есть в Эрмитаже, Пушкинском музее, но там портреты – в париках, латах, кринолинах. А вот автопортреты Ларжильера есть только в зарубежных музеях и частных собраниях. В России же ничего подобного нет. Но главное – картина очень высокого качества безотносительно к тому, Ларжильер это или нет. Работа очень хорошая, но, что касается конечной атрибуции, пока стоит знак вопроса», – поделился куратор выставки с корреспондентом «РТ».

СДВИНУЛИСЬ С МЕРТВОЙ ТОЧКИ

По словам эксперта, в ходе нынешней атрибуции казанской музейной коллекции было немало любопытных находок, но впереди еще огромная работа. И не факт, что все ныне числящиеся неизвестными художники обретут имена. Многие работы так и останутся загадками, по крайней мере для нынешнего поколения.

«Так получилось, что в музее до сих пор нет сколько-нибудь подробного научного каталога. Это дело будущего, и наша выставка – своеобразный анонс факта существования в Казани первоклассной коллекции. Я надеюсь, что она вызовет доброжелательные отзывы зрителей и будет хорошим стимулом для музейного коллектива, который сейчас ведет активную работу по определению авторства и изучению сюжетов имею­щихся картин. Это люди, благодаря которым дей­ствительно очень важная и сложная проблема сдвинулась с мертвой точки», – подчеркнул Вадим Садков на открытии выставки.

новости Казани живопись музей изобразительных искусств усадьба экспозиция
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости