Музей Салиха Сайдашева открылся в Казани после реконструкции. Долгожданное событие приурочили к 125-летию со дня рождения композитора, вокруг наследия которого не умолкают споры.
САЙДАШЕВ ВЕРНУЛСЯ, НО КАКИМ?
Напомним, что реконструкция музея, расположенного по соседству с историческим зданием Камаловского театра на улице Горького, продолжалась без малого десять лет (с 2016 года). Два года назад не без давления татарской культурной общественности, неоднократно выражавшей недовольство затянувшимся ремонтом, музей частично открыли, на первом этаже возобновились музыкальные вечера. Но мемориальная часть с квартирой Салиха Сайдашева до сих пор была закрыта для посетителей.
После реконструкции обновились не только стены музея, изменилось и его официальное название – теперь это Музей Салиха Сайдашева и татарской музыки. Насколько это оправданно, покажет время. В жизни композитора было всё: с одной стороны, всенародная любовь, толпы поклонников, с другой – зависть, интриги… Не приведет ли смена концепции к тому, что его личная, человеческая драма потеряется на общем «историческом» фоне, и сложного, ершистого Сайдашева заменит «бронзовый»?
Обновленная экспозиция условно разделена на три части. Первая посвящена истории татарского театра, с которым тесно связана личная и творческая биография композитора. Среди экспонатов, например, костюм четвертой жены Ишана из легендарного спектакля «Голубая шаль» на музыку Салиха Сайдашева. К слову, в следующем году исполняется 100 лет со времени первой постановки этой музыкальной комедии.
Во втором зале рассказывается о становлении ведущих музыкальных институций республики – Казанской консерватории, театра оперы и балета, Татгосфилармонии, чья деятельность тесно связана с именами татарских композиторов-классиков: Жиганова, Музафарова, Яруллина и того же Салиха Сайдашева. Наконец, третий раздел посвящен композиторам-экспериментаторам (Алмаз Монасыпов, София Губайдулина), а также легендам татарской эстрады. Среди экспонатов – концертные костюмы Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой.
Самый большой зал в музее отдан под музыкальный салон. Как и прежде, здесь будут проходить камерные концерты, лекции, творческие встречи с известными музыкантами.
НЕМНОГО О КВАРТИРНОМ ВОПРОСЕ
Но вернемся к истории дома, где композитор прожил более 20 лет. В 1926 году Татарский государственный театр переехал в новое здание на улице Горького, и тогда же справили новоселье несколько актерских семей. У нового театра, помимо прочих достоинств, был двухэтажный флигель, что позволило снять остроту «квартирного вопроса». По существу, это было общежитие, хотя сами актеры предпочитали слово «коммуна». Жили очень дружно. Все праздники отмечали вместе, в складчину и так же вместе, случалось, голодали. Салих Сайдашев, заведовавший в театре музыкальной частью, занимал во флигеле самые большие «апартаменты», которые полагались ему по статусу «руководящего состава». Но однажды композитор был так потрясен количеством детской и взрослой обувки, сброшенной у порога квартиры Салимжановых, что, недолго думая, уступил одну из своих комнат соседям. Именно в этой комнате, где стояло пианино Сайдашева (и сейчас там стоит), а на стене висела его любимая картина «Кара урман» Кондратия Максимова, готовилась к поступлению в Академию художеств Рада Нигматуллина (двоюродная сестра Марселя Салимжанова), впоследствии известный скульптор, народный художник Татарстана.
МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА
«Я убеждена, что мы еще не в полной мере осознаем всю значимость личности Салиха Сайдашева. Мы опасаемся изменений, а он не боялся экспериментировать. Если посмотреть на всю разноплановость его творчества и весь спектр его музыкальных экспериментов, он был очень сильным и смелым человеком», – отметила на церемонии открытия обновленного музея министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. По ее мнению, в пространстве этого музея можно и нужно работать в разных форматах, а главное, считает министр, надо почаще приходить сюда с детьми.