Успеть до декабря: новые правила утильсбора разогрели авторынок в Татарстане

Ажиотаж на авторынке создала новость о многократном повышении утильсбора для новых и подержанных автомобилей из-за рубежа с мощными двигателями. Заградительная пошлина должна была вступить в силу с ноября, но в последний момент день икс перенесли на 1 декабря и многие решили запрыгнуть в последний вагон. «РТ» узнала, что происходит на рынке сейчас.

Успеть до декабря: новые правила утильсбора разогрели авторынок в Татарстане Юлия Бидун / «РТ»

ЧТОБЫ МАЛО НЕ ПОКАЗАЛОСЬ

Напомним, борьбу с серым параллельным импортом автомобилей Правительство РФ начало осенью 2023 года: тогда свет увидело первое постановление о кратном повышении утильсбора – налога, который платится разово за каждую ввезенную или произведенную в стране машину (предполагается, что эти деньги пойдут на утилизацию отслуживших транспортных средств). Ужесточение касалось юрлиц-коммерсантов, которые гонят машины из-за рубежа, но в ловушку попали и тысячи обычных автомобилистов, которым при регистрации машин выставили огромные счета. Нынешнее же постановление правительства напрямую касается физлиц: ставки утильсбора для авто с двигателем более 160 «лошадей» вырастут в сотни раз, а цены на машины взлетят на сотни тысяч и миллионы рублей.

Изменения должны были вступить в силу с 1 ноября. В октябре в адрес Минпромторга РФ полетели петиции с просьбой смягчить меры. Там заверили, что большинства автомобилистов повышение ставок не коснется, поскольку популярные в России Hyundai, Kia, Volkswagen, Chevrolet имеют мощность двигателя 120-150 лошадиных сил и для них ставки останутся прежними (3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше 3 лет). Отказав в послаблениях, ведомство предоставило автолюбителям месячную отсрочку – до 1 декабря.

СОЗДАЛИ КОЛЛАПС НА ТАМОЖНЕ

Фото: пресс-служба Дальневосточного таможенного управления

Неудивительно, что растущий градус напряжения создал ажиотаж на рынке. По сообщениям телеграм-каналов, в Южной Корее и Китае практически не осталось приличных б/у автомобили: их скупили россияне перед повышением утильсбора.

Ажиотаж подтвердила и Дальневосточная таможня. По ее данным, за 10 месяцев в 3,3 раза увеличился ввоз легковушек физлицами для личного пользования из Китая в Амурскую область (через Благовещенск). 80% ввозимых автомобилей – машины японских, корейских и европейских брендов старше трех лет. А за период с 1 по 17 ноября таможенники в Уссурийске оформили почти 6,6 тыс. авто (как новых, так и с пробегом) – в 3,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«В условиях продолжающегося роста объемов ввоза автомобилей таможенники обеспечивают бесперебойное оформление, оперативно адаптируя рабочие процессы к увеличивающейся нагрузке. С 24 ноября приняты дополнительные меры для оформления транспортных средств – в регион деятельности Уссурийского таможенного поста включены еще три склада временного хранения», – сообщила вчера пресс-служба Дальневосточного таможенного управления.

Говоря о новых машинах, по данным «Автостата» в октябре их покупали на 35,6% чаще, чем в сентябре. Тем не менее за 10 месяцев 2025 года объем всё же сократился на 20%.

– Ажиотаж действительно большой, скупали всё, что мощнее 160 лошадиных сил и стоимостью до 5 млн рублей. В Южной Корее действительно уже не из чего выбирать, в Китае машин еще полно, но я уже давно остановил заказы, везти без запаса по времени было рискованно. На таможне очереди большие: на границе Китая и Казахстана машины по две недели стояли, на границе Казахстана и России управлялись быстрее, за три дня, – обрисовал ситуацию «РТ» Айрат Ишмаев, который занимается автоподбором за рубежом.

ГДЕ ХАОС, ТАМ ОБМАН

«Что сейчас творится на границах, я вам даже передать не могу. На Хоргосе (Казахстан) стоят тысячи машин. И так везде. После этого хаоса многих людей просто кинут», – делилась прогнозами в конце сентября в своем телеграм-канале владелица казанского автосалона «Лиса рулит» Елена Лисовская.  

Можно купить кота в мешке – «утопленника», например.
Фото: Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

В середине ноября ее опасения подтвердились: в сети появились сообщения о том, что перекупы-мошенники массово обманывают людей, которые пытаются запрыгнуть в последний вагон с покупкой машины из-за рубежа.

«На фоне ажиотажа покупатели ведутся на «выгодные» предложения. Даже компании с большим складом сейчас уйдут с рынка, не прощаясь. После 1 декабря зарабатывать будет сложно, для многих параллельный импорт потеряет коммерческую целесообразность, а заказ съежится», – продолжает делать прогнозы Лисовская.

– Самые популярные марки машин, которых коснется повышение утильсбора, – это BMW, Audi, Toyota. В ноябре ажиотажный спрос на машины из-за рубежа уже схлынул, так как об отсрочке до 1 декабря стало известно лишь за месяц, и многие уже не решились заказывать автомобиль. От момента покупки за границей до растаможки в России как раз проходит примерно месяц. Ведь машины, которые везут из Европы, проделывают очень длинный путь через Казахстан, Беларусь, кто-то делает крюк через Турцию, – рассказал в свою очередь «РТ» руководитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов. – Покупка подержанного авто, с одной стороны, проще – машину перегоняют через границу, оформляя сразу на собственника. Но здесь есть подводные камни: автомобиль может быть отозван. Старый собственник пишет заявление об угоне и этот автомобиль Интерпол может изъять. У нас была такая ситуация: к нам в федерацию обратился автовладелец, он купил машину в Канаде, везли через ОАЭ, поставили на учет в России, а через месяц или два старый хозяин в Канаде подал заявление об угоне. Но нам удалось отстоять эту машину в суде. Также можно купить кота в мешке – «утопленника», например. Не исключено, что на фоне ажиотажа недобросовестные продавцы будут пытаться втюхать покупателям и такие машины.  

«ОТКУДА ТАКИЕ СУММЫ?»

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

Представитель ФАР также сообщил, что недавно написал обращение в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность многократного повышения утильсбора, а также в Минпромторг РФ, чтобы узнать, какие заводы в стране занимаются утилизацией автомобилей и какие суммы на это выделяются.

– В Налоговом кодексе написано, что все налоги должны иметь обоснованность. Вот и хочется понять, насколько обосновано такое повышение утильсбора. Также мы в своих письмах в Минпромторг задавали вопрос: по какому принципу размер утильсбора привязали к лошадиным силам. Если говорить об экологии и утилизации, должен учитываться размер автомобиля, вес, но никак не лошадиные силы. Утилизация автомобиля не может стоить столько же, сколько его производство, а калькуляции, сколько стоит утилизация, нигде нет. К тому же автомобиль – это на 95% возобновляемый ресурс, то есть компании еще на этом и зарабатывают. Тогда откуда такие суммы?

 

налоги покупка автомобили таможня утилизационный сбор
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости