Обычно при слове «учитель» нам вспоминается школа. И то, как, получив аттестат, некоторые из вчерашних школьников произносили: «С меня хватит, отучился!» Почему-то воспоминания о тех же студенческих годах не вызывают таких эмоций. Возможно, потому, что мы уже чувствовали себя самостоятельными и считали, что во всем разберемся сами? Но так ли это на самом деле? Мы спросили читателей: насколько, на ваш взгляд, нам вообще необходимы учителя?
- Рузаль Ахметшин, предприниматель, Набережные Челны:
– Я думаю, достаточно общения с учителями в средней школе. Они вкладывают в детские головы определенные знания по различным предметам, формируют нравственную основу. И выпускники используют именно тот опыт, который закладывался в школе. Согласитесь, по человеку сразу видно, какие у него были учителя. По его поступкам, отношению к окружающим. Верно говорят: хорошему дважды не научишь, и плохому тоже. Можно что-то принять, совет например, но переделать человека в дальнейшем уже никакие учителя не смогут, это я испытал на себе.
- Рифкат Гордеев, председатель отделения Всероссийского общества слепых, Чистополь:
– Пока человек жив, он постоянно должен учиться сам, щедро делиться опытом с другими. В этом вижу цель и смысл своего существования. Истоки таких взглядов были заложены моим первым учителем из небольшого муслюмовского села Кырын Тау, уважаемым и почитаемым фронтовиком Мухамади Гариповым. Потом у меня было немало наставников по жизни – в университете, в литературном объединении «Ступени», в нашей организации ВОС. По личному опыту, опыту своего поколения хорошо знаю, насколько важно в наших общеобразовательных школах, интернатах для инвалидов сохранять все лучшее в обучении и воспитании молодежи. Так что я всецело за повышение роли и авторитета учителя.
- Ильсия Хуснуллина, молодой специалист, Альметьевск:
– Я, к сожалению, не очень хорошо помню свою первую учительницу, да и классные руководители у нас постоянно менялись. Видимо, в школе была проблема с кадрами. Зато моя бабушка – педагог со стажем, и дома у нас всегда был культ учителя. Меня воспитали так, что к этой профессии нужно относиться с уважением. Так вот, за советом к бабуле приходят самые разные люди – ее ученики, соседи. Она разруливает сложные семейные или какие-то другие житейские ситуации, что-то рекомендует, даже ходит, если нужно, по разным инстанциям. Она говорит: если мне доверяют, я должна помогать, мол, учитель нужен в любом возрасте. Но я считаю, что нужно быть осторожнее в отношениях с людьми: одно дело – дать поплакаться в жилетку, и совсем другое – решать за человека его собственные проблемы.
- Павел Митрохин, инженер, Казань:
– Считаю, что обязательно нужен учитель, особенно на начальном этапе взрослой жизни. Я начинал свою трудовую биографию на одном из заводов в Ижевске и помню своего наставника, хотя это было лет 30 назад. Его за злоупотребление алкоголем лишили должности преподавателя в вузе, и он работал простым наладчиком. Разбирался во всех вопросах: от теории марксизма-ленинизма до устройства станков, да и в жизненных ситуациях. До сих пор вспоминаю его с благодарностью, хотя его уже нет в живых. Его звали Владимир Захарович Брагин.
- Лилия Гарипова, экономист, Елабуга:
– Часто тепло вспоминаю свою первую учительницу Зою Михайловну Мисолину. Она талантливо учила нас не только математике, письму, чтению, но и другим не менее важным вещам. Помню, весь наш первый класс каждое сентябрьское утро смотрел в окно, чтобы отметить, как меняется природа. А когда одноклассница заболела, мы всем классом писали ей письма в больницу. Когда она поправилась и пришла в школу, Зоя Михайловна научила нас бережно относиться к девочке, так как та была еще слаба. Все это не проходит даром, так строится характер человека, создается способ его взаимодействия с миром. Добрые, чуткие люди, которые встречаются в жизни, – они все учителя.
Геннадий АБРАМОВ, Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ,
Ирина МУШКИНА, Марина СЕЛЬСКОВА, «РТ»
