ХОТЯТ ВСЁ ГОТОВОЕ
Несмотря на общее снижение в России потребительской активности и снижение объемов продаж продуктов питания в частности, сегмент готовой еды продолжает стремительно расти и развиваться. Ускорение темпов жизни, привело к тому, что потребители, особенно в городах и особенно молодые, не желают тратить драгоценное время на приготовление еды, а молодежь зачастую и не умеет ее готовить. И если 20 лет назад в Казани было всего несколько супермаркетов «домашней еды» под названием «Бахетле», то сегодня сельдь под шубой, котлетки с пюрешкой, плов с курицей и бургеры с роллами можно найти практически в любом магазине у дома.
Депутаты Госдумы от партии «Справедливая Россия», которые предложили внести поправки в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», утверждают, что в торговых сетях частенько готовят такую «домашнюю еду» из продуктов с истекающим сроком годности, а процесс приготовления и фасовки происходит в подсобных помещениях магазинов, что, по мнению депутатов, создает для покупателей угрозу пищевых отравлений отравления и заражения инфекциями.
ОТХОДЫ – В ДОХОДЫ
Надо сказать, что заявления депутатов об использовании залежалых продуктов для приготовления готовых блюд небезосновательны. Раньше магазины получали у поставщиков продукты «под реализацию»: могли вернуть им товары, которые не смогли продать вовремя. Однако сейчас возврат непроданных товаров поставщикам запрещен. При этом продукты с истекшим сроком годности нельзя просто выбросить без риска быть оштрафованным – их следует специально утилизировать, оплатив соответствующие услуги по переработке отходов. Но зачем магазинам нести дополнительные расходы, если можно превратить их в доходы, подвергнув продукты, которые вот-вот испортятся, вторичной переработке?
Ситуация усугубляется тем, что на фоне действующего в стране моратория на проверки бизнеса государственные надзорные органы не могут так просто нагрянуть с проверкой на частные предприятия и посмотреть, в каких условиях там крошат салатики и пекут пирожки. До тех пор, пока не случится массовое отравление или кто-нибудь из покупателей не напишет жалобу.
– Как сказал поэт, ты лучше голодай, чем что попало есть, и лично я предпочту потерпеть чувство голода, но не буду рисковать своим здоровьем и покупать готовую еду. Потому что я не имею никакого представления о том, кто, из чего и в каких условиях эту еду приготовил, – полностью одобряет инициативу депутатом жительница Казани Ирина Герасимова. – Я лично согласилась бы покупать готовую еду при условии, если бы в открытом доступе были медкнижки поваров и если бы весь процесс приемки, подготовки сырья и непосредственно приготовления блюд демонстрировался на экране в режиме онлайн. Но на это магазины, конечно, не пойдут, поэтому им действительно лучше просто запретить готовить еду.
САМИ БЫ ЕЛИ
В свою очередь ритейлеры категорически отвергают обвинения в недобросовестности и использовании просрочки в своей кулинарии.
Так, пресс-служба торговой сети «Лента» уверила, что собственные цеха по производству пищевых товаров – это отдельное направление бизнеса, для которого закупается специальное сырье высокого качества.
Торговая компания X5, управляющая сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик» и др., тоже заявила, что активно инвестирует в развитие сегмента готовой еды и на смену цехам при магазинах уже приходят целые фабрики-кухни, расположенные вне торговых точек. Готовую еду магазинам X5 поставляют и внешние производители.
«Магнит» активно развивает сеть упакованной кулинарии под собственным брендом «М Кухня», и по заявлению пресс-службы компании, готовые блюда представлены почти в каждом втором их магазине. Если ранее «Магнит» предлагал кулинарию преимущественно в больших форматах – в супермаркетах, то в последние годы она становится привычной и в их небольших магазинах шаговой доступности.
НЕ ЗАПРЕЩАТЬ, А КОНТРОЛИРОВАТЬ
По мнению начальника отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалии Арслановой, инициатива депутатов о запрете приготовления и фасовки готовых блюд прямо в магазинах вряд ли найдет понимание и поддержку у потребителей, поскольку этот сегмент действительно пользуется у них высоким спросом и сокращение ассортимента готовых блюд покупателям не понравится. Другое дело, что в этой сфере надо навести порядок. Ее позиция заключается в целесообразности правового урегулирования вопросов, касающихся приготовления пищи в торговых точках, аналогично существующему порядку для предприятий общественного питания:
– Сегодня заведения общественного питания, включая рестораны, кафе и столовые, функционируют в соответствии с установленными стандартами качества и безопасности – ГОСТами, СанПиНами и пр. Совершенно иная картина наблюдается в производственных цехах при магазинах, для которых до сих пор не установлены четкие правила. Это создает благоприятные условия для нарушения санитарных норм и технологий производства, экономии на качестве ингредиентов, пренебрежения сроками годности продуктов.
Роскачество, по словам Арслановой, начало работу над созданием национального стандарта качества готовой еды, реализуемой в розничной торговле. Однако, по мнению специалиста, этого недостаточно.
– Я работала на молочном производстве, была инженером по стандартизации, поэтому прекрасно понимаю, насколько важно контролировать все этапы производства: от получения сырья до упаковки и хранения готовой продукции. На сегодня самый эффективный инструмент такого контроля – международно признанная система ХАССП, которая обязательна для предприятий общественного питания. Предлагаю использовать ее и в торговых предприятиях, которые занимаются производством готовой еды. Данная система помогает выявлять биологические и химические риски на всех этапах производства, исключает применение испорченных компонентов и в итоге гарантирует выпуск безопасного продукта, – объяснила Арсланова.
Уравнять требования для общепита и торговых сетей, продающих готовые блюда, попросила на днях Госдуму и Федерация рестораторов и отельеров. В письме рестораторов, адресованном спикеру Госдумы Вячеславу Володину, говорится, что фактически торговые сети оказывают сейчас те же услуги населению, что и предприятия общественного питания, однако требований к ним гораздо меньше, и это создает неравную конкуренцию.