Выставка в Свияжске возвращает практически из небытия творческое наследие художника-мариниста Владимира Голицына, который прожил трагически короткую, но удивительно насыщенную жизнь.
КНЯЗЬ, МОРСКОЙ ВОЛК, УЗНИК
Владимир Михайлович Голицын (1902–1943) происходил из старинного княжеского рода и, несмотря на драматический перелом эпох, сумел раскрыться как яркая творческая личность, рано войдя в профессиональную среду художников. Он участвовал в «Окнах РОСТа», иллюстрировал детские журналы «Пионер» и «Мурзилка», создавал настольные игры на морскую тему («Пираты», «Спасение челюскинцев», «В Индию» и др.). Море было главной страстью его жизни. Владимир Голицын начинал как моряк-полярник, участвовал в арктических экспедициях на ледоколе «Малыгин», а также был причастен к созданию первого советского научно-исследовательского судна «Персей». Всё это и сформировало его как художника-мариниста. «Я ушиблен морем», – говорил он о себе.
Со Свияжском связаны последние дни его жизни. Здесь в исправительно-трудовой колонии №5, входившей в систему ГУЛАГ, художник отбывал срок и спустя 8 месяцев умер от пеллагры или, проще говоря, от истощения. Похоронен в братской могиле. Об этом свидетельствует мемориальная табличка, установленная еще в 1983 году на стене Свияжского Успенского монастыря, где когда-то располагалась ИТК-5.
ИСТОРИЯ ПО КРУПИЦАМ
Художественно-биографическая экспозиция «Владимир Голицын: под знаком Персея», открывшаяся в Музее истории Свияжска, объединила экспонаты из нескольких российских музеев и уникальные архивы семьи художника. Среди них – графика, акварели, иллюстрации, документы арктических экспедиций, фотографии. Центральный экспонат выставки – модель шхуны «Персей», того самого исследовательского судна, к созданию которого Голицын приложил руку. «Это лучшая модель в нашей коллекции и, уверен, одна из лучших в мире», – отметил в день открытия выставки директор Северного морского музея (Архангельск) Евгений Тенетов.
Среди почетных гостей были и потомки Владимира Голицына – трое его внуков. Для них выставка стала погружением в семейную историю, где снова ожили письма, обложки книг и настольные игры, придуманные дедом – портал в мир отважных капитанов, загадочных пиратских карт и морской романтики. «Я впервые доехала до Свияжска, и внутри всё смешалось – благодарность людям, которые хранят память о дедушке, и комок в горле от понимания, как он здесь умирал», – поделилась внучка художника Наталья Михайловна Голицына.
Действительно, за романтикой морских приключений на выставке отчетливо слышится и другая история – история человека, чье творчество смогло пережить обстоятельства, но сам он этих обстоятельств не пережил. В Свияжскую колонию Владимир Голицын прибыл уже тяжело больным, после четвертого ареста. Единственное, что ему инкриминировали – это дворянское происхождение.
ПОСЛЕДНИЙ БЕРЕГ
Особую ценность для музейных сотрудников, создававших эту выставку, представляли воспоминания сына художника – Михаила Владимировича Голицына (1926–2015), который успел трижды побывать в Свияжске. И вот как он описывает свои первые впечатления от этого места: «Монастырь, окруженный кирпичной стеной, несколько церквей, три десятка домов – вот и весь город. В монастыре – дом умалишенных… Войдя в монастырский двор, я увидел за металлической сеткой остриженных наголо людей в серых спецовках…. Я смотрел на них, а память раскручивала назад годы и десятилетия. Я увидел в этом же загоне десятки не безумных, а умных людей, которых согнал сюда страшный смерч тридцатых годов… Среди них я увидел отца – высокого, красивого, очень худого. Он смотрел на маковки церквей, за которыми была Волга и такая близкая и далекая свобода».
По словам директора Свияжского музея-заповедника Артёма Силкина, выставкой дело не ограничится. На территории острова-града планируют создать детскую игровую площадку в «голицынском духе» – о море, путешествиях и пиратах. «Сейчас мы ищем спонсора. Думаю, это станет прекрасным подарком детям и памятью художнику», – отметил он.