«Нужны такие люди, как вы»: как выходец из татарского села стал соратником Ататюрка

Татарстан во всем мире знают, как мост между Россией и мусульманским миром. Авторитет нашей республики и ее лидера Рустама Минниханова в исламских странах очень высок благодаря эффективной дипломатии. Любопытно, что татар в мусульманском мире ценили и 100 лет назад. Не случайно, наш земляк Садри Максуди входил в близкий круг создателя современной Турции Мустафы Кемаля.

«Нужны такие люди, как вы»: как выходец из татарского села стал соратником Ататюрка

«ВХОДИШЬ В ДУМУ, ТЫ И РАССУДИ»

 

Садретдин Низаметдинович Максудов родился в деревне Ташсу ныне Высокогорского района в 1878 году. После окончания Казанской учительской школы он поступил на факультет права знаменитого Сорбонского университета во Франции. Для этого молодой человек практически за год овладел французским языком. Впоследствии Садри Максуди успешно закончил этот университет.

Напомним, что в Сорбонне учились Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Марина Цветаева – они изучали французскую литературу. Математику во Франции изучала наша знаменитая землячка Сара Шакулова.

После обучения в Сорбонне в 1902-1906 годах Садри Максуди являлся депутатом Госдумы Российской империи II и III созывов. Авторитет и значимость мусульманского парламентария признавали даже его политические оппоненты. Этому способствовала взвешенная позиция Садри Максуди, основанная на глубоких юридических знаниях. Он никогда не был мусульманским националистом, хотя его и обвиняли в этом. С трибуны Госдумы он говорил: «Я чувствую себя русским, я русский».

В парламенте Садри Максуди выступал за сохранение национальной самобытности народов, в защиту мусульманских школ, национального образования. Он стойко отстаивал интересы мусульманских народов. В своем выступлении 1 мая 1908 года Садри Максуди подверг резкой критике предусмотренные в бюджете расходы на нужды мусульман. «56 тысяч рублей употребляются на нужды мусульман в двухмиллиардном бюджете. Число мусульман в России достигает до 20 миллионов. Мы составляем в России 1/7 часть населения…», - сказал он. И добавил с нескрываемой иронией: «Вы видите, какое положение мы занимаем в заботах государства, в заботах Правительства…»

На общественно-политическую деятельность Садри Максуди в Госдуме обращал внимание и Габдулла Тукай. В частности, в поэме «Сенной базар или новый Кисекбаш» аксакалы обсуждают, как помочь Кисекбашу:

- «Может, обратиться к Садри Максуди:

ты, мол, входишь в Думу, ты и рассуди.

- За него мы клали белые шары,

как-никак обязан нам он с той поры».

В изданиях этой поэмы советских времен в примечаниях указывалось: «Садри Максуди – депутат Государственной Думы, стоявший на платформе кадетов; после Октябрьской революции – белоэмигрант».

 

ДИПЛОМ СОРБОННЫ НЕ В ПОЧЕТЕ

 

На выборах в IV Госдуму кандидатура Садри Максуди не прошла, и он решил вернуться к профессии, стать адвокатом (присяжным поверенным). Однако в то время зарубежные дипломы в России не имели силы. Закончил Сорбонский университет? – не знаем такого! Для подтверждения дипломов других стран надо было сдать все экзамены за 4-х летний курс обучения в российском университете. Это был огромный объем. Садри Максуди сел за учебу, повторил весь курс обучения и успешно сдал экстерном экзамены в Московском университете.

Таким образом, с дипломом вопрос был решен. Но была еще одна закавыка, ярко отражавшая ущемление прав мусульман, против чего так яро Садри Максуди боролся в Госдуме. Дело в том, что принятие в число помощников присяжного поверенного лиц нехристианского происхождения (то есть, например, татар) допускалось не иначе как с разрешения самого министра юстиции. На первое обращение о приеме бывшего парламентария в адвокатуру от министра юстиции поступил ответ– оставить без последствий, то есть отказать. Лишь со второй попытки ходатайство было удовлетворено. Вот с такими трудностями Садри Максуди поступил в ряды казанской адвокатуры.

В этот же период он становится гласным Казанской городской думы – так называли депутатов местного уровня.  

В мае 1914 года на заседании Казгордумы рассмотрели запрос градоначальника Василия Боронина. Он просил депутатов разъяснить: правильно ли он получает 1200 рублей дополнительного вознаграждения как председатель Казанского сиротского суда? Для беспристрастности градоначальник покинул заседание думы, чтобы исключить свое влияние. Мнения депутатов разделились. Садри Максуди также выступил, отметив, что указанное вознаграждение получали и прежние городские головы. Поэтому он предложил вознаграждение сохранить, но рассмотреть этот вопрос при следующих выборах.

Конечно, уровень Казгордумы был мал для такого крупного общественного и политического деятеля как Садри Максуди. Не приносила удовлетворения и адвокатская деятельность. Дочь политика, Адиля Айда в книге об отце писала, что до революции он попусту растрачивал в судах свое ораторское искусство. Садри Максуди нужна была большая политика и вскоре он оказался в водовороте исторических событий.

 

ГОРДОСТЬ ЗА НАРОД ДОРОЖЕ ВСЕХ БОГАТСТВ

 

Во время бурных революционных событий в России Садри Максуди оказался на другой стороне баррикад. Он принимает самое активное участие в общественно-политической жизни и в Уфе избирается в качестве руководителя национально-культурной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири, Национального управления.

После прихода к власти большевиков эти органы были ликвидированы и С. Максуди покинул Россию. Посетив несколько стран, он оказался во Франции и в 1923-1924 учебном году преподавал в Сорбонне историю тюркских народов.

23 октября 1923 года была провозглашена Турецкая Республика. Национально-освободительную борьбу в стране возглавлял Мустафа Кемаль-паша, который впоследствии получил имя Ататюрка. Спустя год Садри Максуди через знакомых турецких ученых предложил свои услуги – прочитать в Турции лекции об истории тюрок. Идея была поддержана.

История турок в Османской империи, всегда была нечто большим, чем обычная история. И Ататюрк придавал особое значение достоверному изложению исторического хода событий. Услышав о блестящих лекциях приезжего историка, турецкий лидер пригласил Садри Максуди к себе.

«Мы строим новое государство. Нам очень нужны такие люди, как вы» – сказал Ататюрк. Ученый не раздумывая, согласился. Так он оказался в Турции и навсегда связал свою жизнь с этой страной.

При этом Садри Максуди не стал придворным историком, который писал «правильные», нужные для правителей сочинения. Впоследствии у него были разногласия с генеральной линией Ататюрка и даже размолвки с ним. Но историческая правда снова сводила их вместе. В результате Садри Максуди стал ближайшим соратником Ататюрка, его неофициальным советником, избирался депутатом турецкого парламента.

После смерти лидера Турции в 1940 году ученый продолжил активную научную и общественную деятельность. Он увлеченно занимался исследованием вопросов тюркской науки и национальной культуры. Садри Максуди по праву считался главным авторитетом в вопросах национальной истории и происхождения турок, издавал фундаментальные, научные труды.

Ученый скончался в феврале 1957 года. Панихида состоялась в центральном здании Университета Стамбула. Садри Максуди был похоронен завернутым в турецкий государственный флаг – символ тюрок, истории которых он отдал так много времени, сил и знаний.

Научные труды Садри Максуди по истории тюркского права, социологических основ национального сознания не потеряли своей актуальности и сегодня. Еще в середине прошлого века ученый выступил в поддержку национальной, освободительной борьбы тогдашних колоний (Тунис, Марокко, Индия), в защиту народа Алжира, который в 1954 году начал освободительную борьбу против колониальных хозяев – французов. Садри Максуди считал, что наличие источника гордости и глубокого национального чувства в душе народа гораздо важнее, чем нахождение на землях этого народа неиссякаемых нефтяных жил. История подтвердила правоту ученого.

мусульмане россия - исламский мир история татарстана
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости