Сирийский экспресс

vss-8

Всю жизнь я проработал на Казанском вертолетном заводе. В 1973 году мне с другими специалистами из нашей страны довелось побывать в длительной командировке в Сирии, где я стал очевидцем войны Судного дня – 18-дневного кровопролитного конфликта Арабской Республики с Израилем.

Воспоминания тех лет всколыхнула продолжающаяся в эти дни военная операция России в Сирии. Ниже – краткие заметки с воспоминаниями о моей давней поездке на Ближний Восток.

В марте 1973 года мы, советские специалисты в сфере авиационной техники, – москвич Г.Гатилов, Н.Ивашкевич из Перми и я – прибыли в Сирию в служебную командировку. В наши задачи входили сборка вертолетов, поставляемых по линии советского авиаэкспорта, и контроль за эксплуатацией летной техники.

В день приезда мы ознакомились с рабочей обстановкой, коллективом, в котором нам предстояло трудиться, и поехали заселяться на квартиру. Поселили нас в просторных пятикомнатных хоромах. У супругов Ивашкевичей было двое детей-дошкольников, и детские голоса оживляли просторные комнаты.

Мы прибыли в Арабскую Республику в канун 8 Марта, и торгпредство организовало для нас и работников учреждений вылазку в горы с отдыхом на территории загородного пансионата, а вечером – праздничный ужин в ресторане с национальными блюдами.

В конце марта выехали в город Хама, что в 208 километрах от Дамаска. Там к нашей группе присоединились другие советские специалисты по авиасборке. На аэродроме дислоцирования в распоряжение советских спецов поступила бригада помощников из местных сотрудников и летчиков, мы познакомились друг с другом и приступили к работе.

  Мы были нужны сирийцам.
Пришло осознание, что у нас нет права бросить этот народ в беде. Сирийские патриоты были полны решимости спасти свою Отчизну. Надо было видеть, какой радостью светились глаза арабских механиков, когда восстановленные нами машины снова отрывались с рокотом от земли и уходили в воздух, отправляясь на боевой дежурство!

За сборку взялись споро. За двадцать дней были собраны восемь единиц техники, а к середине мая – еще три изделия. Наши летчики успешно облетали собранные машины и передали их арабским коллегам.

До конца сентября все шло своим чередом. Но спокойная жизнь закончилась 6 октября, когда разразилась война с Израилем.

Наш куратор из торгпредства сообщил о предстоящей эвакуации семей специалистов и приказал всем быть в аэропорту утром следующего дня.

Уже там торгпред сообщил, что сирийская сторона убедительно просит советских специалистов остаться в их стране. Нам обещали усиленную охрану, предоставлялись гарантии безопасности. После некоторых колебаний мы согласились, но свои семьи отправили обратно на родину.

Увы, наш аэродром под Хамой, который охраняли сирийские МиГи-17, через несколько дней разбомбила израильская боевая авиация. Она не дала противнику ни шанса. Имеющаяся техника была почти полностью уничтожена, а аэродром изуродован бомбардировками. Признаюсь, то было жуткое зрелище.

Нам срочно пришлось менять место дислокации. Вскоре мы перебазировались в небольшой город под Дамаском, где был налажен централизованный ремонт уцелевшей авиатехники. Разумеется, работы заметно прибавилось.

Чувствовалось, однако: мы были нужны сирийцам, постепенно приходило осознание, что у нас нет права бросить этот народ в беде. Сирийские патриоты были полны решимости спасти свою Отчизну. Надо было видеть, какой радостью светились глаза арабских механиков, когда восстановленные нами машины снова отрывались от земли с оглушительным рокотом и уходили в воздух, отправляясь на боевой дежурство!

Впоследствии было немало других нелегких испытаний, но без лишнего хватовства скажу: мы достойно выдержали все.

А еще стали очевидцами «Повести о настоящем человеке» по-сирийски. То был полковник Аднан. Летчика-офицера тяжело ранило в воздушном бою, и ему пришлось ампутировать обе ноги. Но через некоторое время он научился ходить на протезах, вернулся к службе, начал читать курсантам в училище курс летного дела.


Сирийские патриоты были полны решимости спасти свою Отчизну. Надо было видеть, какой радостью светились глаза арабских механиков, когда восстановленные нами машины снова отрывались от земли с оглушительным рокотом и уходили в воздух, отправляясь на боевой дежурство


Полковник Аднан стал для нас воплощением самоотверженной борьбы сирийцев за лучшее будущее. На прощание наша бригада подарила этому замечательному офицеру на память книгу Бориса Полевого – на русском языке и в переводе на арабский…

Мы видели в Сирии немало других по-настоящему героических людей – бесстрашных, с сильной волей и несгибаемой верой в победу.

И сегодня я убежден: такой народ не сломить.

Виталий АНУФРИЕВ

 

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости