В казанском Музее Л.Н.Толстого открылась выставка «Лев Толстой и шахматы», посвященная одному из самых сильных увлечений великого русского писателя.
Лев Толстой сохранял интерес к шахматам всю жизнь: брал уроки игры у мастеров, играл со знакомыми, разбирал шахматные партии. «Я не могу представить эту жизнь без шахмат, книг и охоты», – признавался он в 1862 году. Шахматными партнерами Толстого были писатель Иван Тургенев, композитор Сергей Танеев, математик Николай Бугаев и другие. Старший сын писателя Сергей Львович был шахматистом-заочником и имел первую категорию по шахматам. Впоследствии он вспоминал: «В доме моего отца в Ясной Поляне шахматы всегда пользовались большим почетом. В шахматы умели играть все члены нашей семьи, не исключая женщин. Шахматный передвижной столик на колесиках, за которым Лев Николаевич так часто сражался с посетителями Ясной Поляны, всегда был наготове».
В Севастополе во время Крымской войны Толстой брал уроки шахматной игры у Сергея Урусова, одного из сильнейших шахматистов России. На протяжении многих лет Толстой и Урусов общались, играли в шахматы. Воспоминания об Урусове получили отражение в публицистике Толстого. Любимая игра упоминается также в письмах и дневниковых записях писателя.
Вполне естественно, что шахматы нашли отражение и в художественном творчестве Толстого, прежде всего в романе «Война и мир». Так, Наполеон в толстовском романе воспринимает военное сражение как шахматную партию, а самого себя – шахматным игроком, жертвующим фигуры ради достижения успеха. На самом же деле, по мнению Толстого, он сам был похож на весьма уязвимую шахматную фигуру. Упоминания о шахматах мы находим также в повести «Отец Сергий», статье «Неделание» и других.
Выставка «Лев Толстой и шахматы» в полной мере отражает ту огромную роль, которую играли шахматы в жизни великого писателя. В залах казанского музея представлены уникальные экспонаты из фондов Государственного музея Л.Н.Толстого, Музея-усадьбы «Ясная Поляна», Музея шахмат Федерации шахмат России. Среди них – картины, рисунки, фотографии, рукописи, комплекты шахмат толстовской эпохи.
Многолетний партнер Толстого – пианист Александр Гольденвейзер справедливо утверждал, что интерес «к шахматам Толстой пронес через всю жизнь, от юных лет до глубокой старости».