ЗАЙТИ ЛЕГКО, ВЫЙТИ ТРУДНО
Такого количества людей, которые озираются по сторонам с растерянными лицами, машут руками и матюкаются в голос, пожалуй, не встретишь в Казани нигде, кроме станции метро «Проспект Победы». Станцию открыли в 2008 году, а когда в 2018-м появилась «Дубравная», многие, кто живет или работает в этом районе, радостно выдохнули: хотя продленная на 500 метров подземка и не сыграла особой роли в улучшении транспортной доступности района, жизнь людям она всё же облегчила. Многие стали выходить на «Дубравной», лишь бы не блуждать в бесконечных лабиринтах «Проспекта Победы».
А когда в начале ноября «Дубравную» закрыли, чтобы проложить под ней тоннель второй ветки метро, которая, напомним, протянется в микрорайон Азино, «Проспект Победы» вновь стал конечной станцией и пересадочным хабом для многих горожан, проживающих в этой части Казани. Метростроевцы планировали завершить работы 25 ноября, но управились на неделю раньше. Однако и за небольшой срок казанцы успели утомиться от квеста, который их поджидал на «Проспекте Победы». Конечно, те, кто пользуется здешними переходами постоянно, уже изучили таинственные лабиринты, как свои пять пальцев, а вот новичкам найти дорогу из пункта А в пункт Б без посторонней помощи практически нереально. В соцсетях даже появился недавно шуточный ролик, авторы которого назвали станцию «Проспект Победы» «зоной повышенной потери населения» и предложили расставить в переходах волонтеров, которые помогали бы заблудившимся горожанам выбраться наружу.
Острословы и раньше сравнивали эту станцию с Бермудским треугольником, выбраться из которого суждено не каждому.
НАПРАВО ПОЙДЕШЬ – НЕ ТУДА ПОПАДЕШЬ
За день до открытия «Дубравной» корреспондент «РТ» на свой страх и риск тоже спустилась в загадочное подземелье «Проспекта Победы».
– Я на Зорге уже 30 лет живу, хожу по этому переходу с момента открытия, так что мне здесь все кажется понятным, – улыбнулась в ответ на мои вопросы пенсионерка Гульфинур апа. – Но новички да, постоянно плутают, я, когда вижу, что кто-то головой по сторонам испуганно вертит, подхожу, помогаю.
– После того, как я из-за этих лабиринтов три раза опоздала на работу, начала фотографировать маршрут, магазины на пути к выходу, так и приноровилась, – смущенно ответила молодая девушка Альбина.
– Сейчас я уже научился тут ориентироваться: на работу-то каждый день ездить надо. Но, помню, первый раз приехал – вышел не туда, спустился обратно, поднялся – снова мимо, – поделился опытом мужчина по имени Андрей. – Стал анализировать и понял, что причина в разворотах: например, стоя на платформе, я понимаю, чтобы выйти к «Вкусно и точка», мне нужно идти прямо и направо. Но после эскалатора есть лестница вверх с поворотом на 180 градусов, из-за этого и путаница: я продолжаю идти прямо и направо, не учитывая, что при развороте это направление отзеркалилось. Такие же развороты на 180 градусов есть и дальше, в переходе. Видимо, при строительстве места не хватало, чтобы расположить прямые выходы. Сами подземные переходы длинные и извилистые и в них нет внятных указателей – сразу видно, что навигацию здесь делали люди, которые не пользуются общественным транспортом.
Общаясь с людьми в переходах станции, я сама не заметила, как потерялась. Выбраться из подземелья на нужную мне сторону удалось лишь с четвертого раза. Абсурдности ситуации добавило то, что шагая прямо по стрелке «к Макдональдсу» (переписать табличку на новый манер не дошли руки), и никуда не сворачивая, вышла ровно на противоположную сторону от точки быстрого питания – колдовство, не иначе.
ВПИХНУТЬ НЕВПИХУЕМОЕ
Автор одного из телеграм-каналов про жизнь Казани, урбанист Дмитрий Сагдеев считает, что корень проблемы станции метро «Проспект Победы» в том, что она слишком большая для этого перекрестка – отсюда столько разворотов на 180 градусов и лабиринтов.
– У нас ведь станции метро чаще всего строят не там, где будет удобно людям, а там, где проще. Начнем с того, что на «Проспекте» оба вестибюля метро выходят в один подземный переход. Станцию строили одной «камерой», одним прямоугольным котлованом. Другой такой станции метро в Казани вы не найдете: обычно выходы вестибюлей направлены в противоположные концы квартала, как на «Яшьлек», или по разным сторонам оврага, как на Аметьево. И все эти постоянно меняющие направления лестницы возникли в результате того, что станцию со 100-метровой платформой и вестибюлями попытались втиснуть под небольшой перекресток, да еще и с существенным перепадом уровня поверхности по разным его сторонам. Если бы делали выходы без поворотов, то южный выход из метро был бы в районе входа в лабаз Приволжского рынка, северный – где-то ближе к бассейну, – объяснил Сагдеев.
Фото: Дарья Субботина / «РТ»
По его словам, гораздо логичнее было бы разместить станцию между проспектом Победы и улицей Гарифьянова с двумя выходами на соответствующие улицы, но в таком случае строить было бы сложнее, дороже и пришлось бы перекрывать проспект Победы и улицу Гарифьянова, а это ввергло бы район в транспортный коллапс. Сагдеев посетовал, что сейчас ситуацию кардинально уже не исправить, разве что улучшить на «Проспекте Победы» навигацию, а пассажирам – развивать пространственное мышление.
– Схожие проблемы, связанные с упрощением и удешевлением процесса строительства, есть и на других станциях. Например, чтобы выйти со станции «Площадь Тукая» собственно на площадь Тукая, нужно пройти по длинному узкому коридору, что доставляет существенный дискомфорт, – привел пример урбанист.
МУЧАЮТСЯ, НО НЕ ЖАЛУЮТСЯ
В исполкоме Казани корреспондента «РТ» с вопросами про станцию метро «Проспект Победы» переадресовали в МУП «Метроэлектротранс», дескать, метро – полностью зона ответственности этого предприятия.
В «Метроэлектротрансе» в свою очередь сообщили, что жалоб от пассажиров на непонятную навигацию запутанные коридоры на станции «Проспект Победы» не поступало, тем не менее, указатели в переходах постоянно совершенствуют.
«Новая навигация была разработана и утверждена исполкомом города Казани, комитетом по туризму, комитетом по транспорту и размещена на станциях в 2019-м году. Дополнительно были размещены схемы метрополитена, нумерации сходов. В данный момент в разработке находятся дополнительные указатели на станцию «Проспект Победы». В первом квартале 2026 года новая навигация будет добавлена», – пообещали на предприятии.