Каждое десятое озеро пропало с карты Татарстана за последние 30 лет: из 34 тысяч водоемов перестали существовать 3134. По какой причине исчезают озера, почему в Казани не удается завершить рекультивацию иловых полей и на сколько сократилось количество жалоб на грязный воздух в Нижнекамске, рассказал журналистам министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков.
Елками и соснами из Марий Эл, Удмуртии, Кировской области и Пермского края торгуют на елочных базарах Казани. А вот деревья, выращенные в татарстанских лесхозах, корреспонденту «РТ» обнаружить в продаже не удалось. Похоже, местных производителей и продавцов не устраивают условия аренды в столице для торговли хвойными.
Открытие третьей очереди мусорного полигона «Восточный» планируется в Казани, несмотря на заверения городских властей, что действующая свалка станет последней, а затем на смену полигонам придут более современные способы обращения с отходами. Однако перспективы строительства МСЗ весьма туманны, а количество мусора продолжает расти. Одних только пищевых отходов в Казани выбрасывают 500 тонн в день!
Снег, которого долго ждали, все-таки выпал и уже начал доставлять проблемы дорожникам и коммунальщикам. Казань – единственный город в республике, где существуют снегоплавильные пункты, однако если зима снежная, то их мощностей не хватает. В планах властей – открыть новую снегоплавилку рядом с ЖК «Салават Купере». Как выяснила «РТ», она будет принципиально отличаться от других.
«Птицы в городе – добро или не очень?» – всероссийский опрос на такую тему проводит сейчас Общественная палата РФ, которую жители городов завалили жалобами на расплодившихся ворон и голубей, а также на сердобольных бабулек, которые устраивают для птиц во дворах целые столовые. «РТ» узнала мнения казанских орнитологов по этому поводу.
В одночасье лишились живописного озера под названием Бобровое жители села Ильинское в Зеленодольском районе. В начале ноября к водоему приехали экскаваторы – разломали бобровые плотины и выкопали канал для спуска воды, чтобы осушить территорию под застройку. Сейчас от озера осталось меньше трети, бобры ушли искать себе другой дом, а жители бьют во все колокола в надежде спасти водоем.
К борьбе со снегом и льдом готовятся коммунальные и дорожные службы в Татарстане. Этой зимой в Казани и других городах республики для посыпки дорог и тротуаров вновь будут использовать песко-соляную смесь, которая превращает лед в грязную кашу, разъедает обувь, вызывает коррозию металла, забивает ливневки и засаливает почву. «РТ» выясняла, когда на смену песку и соли придут современные реагенты.
Осваивать территории городов и сел продолжают дикие животные в Татарстане. В последнее время соцсети заполонили фото и видео лисиц, которые бегают по городским улицам, как у себя дома. На днях лису видели даже под стенами Казанского Кремля! «А куда деваться зверям, если люди занимают их места обитания?» – объяснил тенденцию «РТ» егерь со стажем.
Администрация Лаишевского района отреагировала на наш материал «Никакой ширины, никакой глубины», о том, как жители села Пиголи пытаются спасти погибающее озеро. В районном исполкоме заверили, что местные власти тоже не бездействуют и принимают меры для спасения многочисленных озер. Однако экологи утверждают, что все эти меры неэффективны, пока будет продолжаться застройка берегов водоемов.
Около 200 деревьев вырубили неизвестные на территории памятника природы «Русско-Немецкая Швейцария» в Казани, видимо, под застройку. Возмущенные экоактивисты обратились по этому поводу в разные инстанции. И если в исполкоме города разделили их возмущение, то в Госкомитете РТ по биоресурсам, в чьем ведении находятся особо охраняемые природные территории, считают, что ничего страшного не произошло.
Волнуются о судьбе озера Пиголи, которое на глазах мелеет и зарастает, жители одноименного села в Лаишевском районе. Сельчане опасаются, что однажды водоем, в котором раньше можно было купаться и ловить рыбу, просто исчезнет, как это уже случилось с озером в соседней деревне. Корреспондент «РТ» побывала на месте, чтобы оценить масштаб экологического бедствия.
Новость о том, что в Верхнеуслонском районе появится мусоросжигательный завод, облетела на днях СМИ, однако в ней оказалась лишь доля правды. На самом деле в районе планируется производить мобильные мини-МСЗ. Первую такую установку одна казанская компания собирает сейчас для заказчиков из Надыма. А вот в Татарстане, по словам разработчиков, интерес к установке пока никто не проявил.
Держит в страхе поселок в Мамадышском районе медведица, которая растерзала девять овец из отары местного фермера. Теперь сельчане боятся выходить на улицу после наступления темноты и крепко запирают свои ворота. Тем временем жители наукограда Иннополис в Верхнеуслонском районе сняли на видео стадо гуляющих по улицам кабанов. «РТ» выясняла, почему дикие звери всё чаще выходят из лесов к людям.
Регулярно проверять содержимое городских помоек – такое увлечение охватило многих жителей Казани, в числе которых архитекторы, IT-специалисты, предприниматели, преподаватели вузов. Казанские фриганы (не путать с маргиналами) рассказали «РТ», что заставляет человека со стабильной зарплатой, собственной квартирой и полным холодильником копошиться в мусорных контейнерах.
Тонну кофейной гущи собрали в этом году из городских кофеен казанские экоактивисты. Ароматное вторсырье они используют для пересыпки органических отходов в компостерах, в результате и процесс превращения органики в удобрения идет быстрее, и запах из компостеров исходит приятный.