ОТ ШЕДЕВРОВ ЖИВОПИСИ ДО ГАРДЕРОБА КНЯГИНЬ
Старинный род, ведущий начало от ногайского правителя Юсуфа (отца казанской царицы Сююмбике) на протяжении столетий формировал одно из самых значительных собраний, часть которого будет представлена в Казани. Новая выставка в Эрмитажном центре включает свыше 400 произведений западноевропейской и русской живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Среди экспонатов – полотна знаменитых мастеров XVII–XIX веков, а также портретная галерея Юсуповых, предметы гардероба княгинь и ювелирные изделия.
Ожидается, что в церемонии открытия выставки 16 октября примет участие директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его словам, подобные проекты служат «пособиями по истории европейского и русского коллекционирования как важного элемента национальной культуры». «В Российской империи Юсуповы были образцом того, что может себе позволить и что берет на себя знать. Государственному Эрмитажу выпала судьба хранить часть их универсального, как и наш музей, наследия», – отметил Пиотровский.
ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР ЭРМИТАЖА
Основная часть коллекции сформировалась во второй половине XVIII века и неразрывно связана с именем Николая Борисовича Юсупова (1751–1831), выдающегося государственного деятеля и первого директора Эрмитажа. За полвека он собрал порядка 550 произведений. Две трети его коллекции – это старые мастера. Например, на выставке можно увидеть голландскую и фламандскую живопись XVII века. Именно в Голландии молодой Юсупов приобрел первые картины. К безусловным шедеврам коллекции относятся «Пастушок» и «Пастушка» Д. Тенирса Младшего. Коллекция французской живописи представлена полотнами Н. Ланкре, Ж.-Б. Грёза, Л.-Л. Буальи, К.-Ж. Верне, Г. Робера. Многих из этих художников князь знал лично и заказывал им работы. Из итальянской живописной коллекции выделяются картины Дж.Б. Тьеполо и С. Риччи. Этими шедеврами раньше были наполнены роскошные дворцы Юсуповых.
Николай Борисович был человеком, известным не только в России, но и в Европе. По поручению Екатерины II он покупал картины для Эрмитажа, а с 1797 года руководил им. Именно Николаю Юсупову удалось добиться разрешения у Папы Римского Пия IV на создание копий с ватиканских «Лоджий Рафаэля», которые стали украшением императорского художественного собрания.
НЕ РОДИСЬ НАСЛЕДНИКОМ
Особого внимания заслуживает портретная галерея Юсуповых, которая позволяет познакомиться с несколькими поколениями искушенных собирателей, чьи утонченный вкус и страсть к искусству сформировали это уникальное собрание. Статус и финансовые возможности семьи позволяли приглашать для создания портретов самых прославленных мастеров своего времени.
К слову, у всех Юсуповых было только по одному наследнику (по легенде, так действовало родовое проклятие). В 1891 году род по мужской линии прервался на внуке и полном тезке Н.Б.Юсупова. Его дочь и единственная наследница, Зинаида Юсупова, вышла замуж за Феликса Сумарокова-Эльстона, которому передала свой титул, герб и фамилию. У супругов было четверо детей, но двое умерли в младенчестве. Старший Николай в 26 лет погиб на дуэли, а младший Феликс прославился тем, что организовал убийство Григория Распутина.
Ныне одна из лучших российских коллекций разделена между Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина и Государственным музеем-усадьбой «Архангельское» (бывшее имение Юсуповых). Отдельные предметы разошлись по другим музеям и частным коллекциям всего мира, и, как правило, составляют их лучшую часть.