По пути Ахмеда ибн Фадлана

 

 

Археологические и историко-архитектурные памятники, расположенные вдоль древних и средневековых торгово-караванных дорог между Востоком и Западом всегда представляли огромный интерес для учёных-историков, да и для общественности в целом. И их активно продолжают изучать исследователи разных стран. Эта тема приобрела особое звучание в нынешнем году, который был объявлен Годом 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

В этнокультурном развитии тюркоязычных народов Евразии и их историко-культурных контактах с другими этносами и государственными образованиями важное место занимали Волго-Уральский регион и Арало-Сырдарьинско-Амударьинский бассейн Центральной (Средней) Азии.

Наличие мощных водных ресурсов и путей – Волги (Идель), Камы (Чулман), Белой (Ак Идел) и Урала (Яик, Жаек), Амударьи (Джейхун) и Сырдарьи (Сейхун), связывающих эти регионы Каспия и Арала, близость и контактность территорий, постоянные передвижения кочевых племён с юга на север и северо-запад и наоборот, прохождение здесь важных торговых путей, высокий уровень урбанизации территорий – все эти природно-географические, социально-экономические и историко-культурные факторы предопределили роль этих двух регионов как важных контактных зон с широкими связями.

Напомним: в 1989–1993 годах ЮНЕСКО осуществила комплексную проект-программу «Великий шёлковый путь – путь диалога», посвящённую изучению истории и древних коммуникаций. В рамках этого проекта большая группа учёных из 52 стран при участии японской телекомпании «Асахи» весной – осенью 1989 и 1991 годов провела две международные (рекогносцировочную и основную) экспедиции по торгово-караванным путям древности и средневековья.


Одновременно и параллельно первой экспедиции ЮНЕСКО в туркменском портовом городе Красноводске (ныне Туркменбаши) высадилась Всесоюзная гуманитарная комплексная историко-этнографическая экспедиция «Сафир-89»


По результатам этих поездок благодаря активной поддержке политических элит и научно-культурной общественности целого ряда государств и регионов стало возможным включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наиболее важных мест природы и памятников истории, в том числе Казанского Кремля и Болгара.

Одновременно и параллельно первой экспедиции ЮНЕСКО в туркменском портовом городе Красноводске (ныне Туркменбаши) высадилась Всесоюзная гуманитарная комплексная историко-этнографическая экспедиция «Сафир-89», которая в августе – октябре 1989 года совершила путешествие по значительной части пути арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана. Экспедиция взяла старт из Болгара – Казани 2 августа и вернулась в Татарстан 5 октября. Руководил ею тогда ещё молодой путешественник, ныне известный петербургский учёный-историк А.Г.Юрченко. В составе экспедиции были два десятка молодых учёных и специалистов из Ленинграда, Казани, Уфы, Чебоксар и Ашхабада.

В центре внимания участников «Сафира» была история мировых коммуникаций, движения людей и товаров по торгово-караванным трассам в древности и средневековье. Изучались контакты между представителями разных цивилизаций и культур, обмен опытом и идеями, знаковыми системами и письменностью, научной и технической информацией, духовными ценностями.


Это был «караван мира», который выполнял дипломатическую цель и задачи религиозно-культурного и политического характера


Экспедиция была названа «Сафир» («Сафар») не случайно. В переводе с арабского это слово означает «посол, путешественник, посредник». Мы повторили значительную (в пределах СССР) часть пути, описанного путешественником, писателем и секретарём арабского посольства X века Ахмедом ибн Фадланом ибн аль-Аббасом ибн Рашидом аль-Багдади.

Как известно, ровно 1100 лет назад, в 921–922 гг., из столицы Багдадского халифата через Иран и Среднюю Азию к царю волжских болгар Алмушу совершило путешествие посольство халифа Джафара аль-Муктадира-­биллаха. Официально его возглавил евнух халифа Сусан ар-Рассин, но ведущую роль в нём играл секретарь Ахмед ибн Фадлан.

Это был «караван мира», который выполнял дипломатическую цель и задачи религиозно-культурного и политического характера. В его составе было пять тысяч человек и три тысячи коней, не считая верблюдов, а также сопровождающие караван во­оружённые отряды.

Большая часть пути посольства пролегала по территории республик бывшего СССР: из Серахса в Мерв, затем из Амуля в Бухару, далее по реке Джейхун-Амударья через Хорезм в плато Устюрт, по Западному Казахстану на север – в Волго-Камское междуречье.

Сохранился подробный отчёт Ахмеда ибн Фадлана об этом путешествии, который позволяет реконструировать средневековый торгово-караванный путь, обычаи племён и народов, участвующих во взаимном общении и обмене посредством караванной торговли.

Об интенсивности торговых связей Средней Азии с Восточной Европой свидетельствует обилие саманидских монет, найденных в различных местностях со­временной Российской Федерации вплоть до балтийских стран и Скандинавии.


Программа «Сафира» включала три основных этапа исследований, связанных с путешествиями по трём различным природным и историко-культурным зонам


Из Волжской Булгарии через Хорезм вывозили меха, кожи, кору для дубления, скот, мёд, орехи и многое другое. Из Средней Азии в Восточную Европу везли рис, перец, изюм и сухофрукты, ткани, но более всего серебряные дирхемы – саманидские исмаили, которые играли ведущую роль в торговом обороте. Поэтому среднеазиатско-волжский путь принято называть «серебряным путём».

Программа «Сафира» включала три основных этапа исследований, связанных с путешествиями по трём различным природным и историко-культурным зонам. Это зона орошаемого земледелия в Центральной (Средней) Азии, степи Казахстана и лесостепи Поволжья. В каж­дом из названных трёх регионов исторически сложились и сохранились до наших дней особенности семейно-бытового уклада, организации мужского и женского труда, народных праздников. Всё, что относилось к сфере выживания (жильё, одежда и пища), также чётко различается по трём историко-культурным зонам. В частности, жилище в среднеазиатском регионе в основном представлено в виде глиняного дома, в степях Казахстана как войлочная юрта, а в Волго-Уральском регионе – в виде деревянной избы (дома).

Наша экспедиция повторила, как указывалось выше, значительную часть пути арабского дипломатического посольства из Багдада в Болгар в 921–922 гг. Были сняты научно-популярные фильмы, в том числе на историко-этнографические сюжеты. Мы собрали научные сведения по различным аспектам традиционной и современной культуры туркмен, узбеков, каракалпаков, белуджей, иранцев, казахов, калмыков, народов Дагестана, азербай­д­жанцев, русских, казаков, татар, башкир и других наций Средней Азии, Казахстана и Волго-Уральского региона. Были подготовлены также материалы для «Энциклопедии ибн Фадлана».


Нынешний год объявлен Годом 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. И хотелось бы в связи с этим обратить внимание на необходимость проведения новой комплексной экспедиции по пути Ахмеда ибн Фадлана с привлечением учёных и специалистов, а также энтузиастов по марш­руту Багдад – Болгар


Члены «Сафира-89» со­вмест­но с Международной экспедицией ЮНЕСКО «Великий шёлковый путь – 89» активно участвовали затем в других историко-этнографических исследованиях. Нами были проведены несколько очередных научных экспедиций по маршрутам древних путешественников из Средней Азии в Поволжье, а также в других регионах Евразии.

Рассказывая об этом, напоминаю, что нынешний год объявлен Годом 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. И хотелось бы в связи с этим обратить внимание на необходимость проведения новой комплексной экспедиции по пути Ахмеда ибн Фадлана с привлечением учёных и специалистов, а также энтузиастов по марш­руту Багдад – Болгар.

Она могла бы пройти под эгидой и флагами ЮНЕСКО, ИРСИКА и ТЮРКСОЙ и при поддержке тех государств, по территории которых прошёл бы маршрут экспедиции. На наш взгляд, экспедиция должна иметь статус меж­дународной научной и гу­манитарной. Это позволило бы всем нам по-новому подойти к ­изучению древних и средневековых торговых путей и контактов между народами Востока и Запада, их оживлению в современных реалиях (проекты «Север – Юг», «Западная Европа – Западный Китай»), осмыс­лению исторического значения дипломатического посольства 921–922 гг. для народов Волго-Уралья, России и Евразии в целом, а также дало бы новый импульс укреп­лению авторитета и престижа Татарстана и Российской Федерации на международной арене и сближению народов Евразии. Надо согласиться, что это очень важно и актуально для нашей страны в современных международных реалиях.


К 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией широкомасштабно проведены Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: Kazansummit», Всероссийский форум татарских религиозных деятелей, закладка строительства Соборной мечети в Казани, Всероссийский фестиваль «Великий Болгар»


К 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией широкомасштабно проведены Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: Kazansummit», Всероссийский форум татарских религиозных деятелей, закладка строительства Соборной мечети в Казани, Всероссийский фестиваль «Великий Болгар», выставка мусульманской культуры «Ислам нуры» («Луч ислама»), Международный молодёжный форум «Россия – организация исламского сотрудничества», конкурс чтецов Корана…

В городе Касимове Рязанской области состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Государство, образование, личность и история ислама на российском пространстве», в её рамках – Всероссийский научно-краеведческий симпозиум «Роль татар Касимовского региона и Окско-Сурского междуречья в истории и культуре татарского народа и их вклад в становление и укрепление Российского государства». Этот научный форум был приурочен также к 870-летию основания города Касимова и 570-летию образования Касимовского ханства.

Был также открыт памятник правительнице XVI века Сююмбике, похороненной на касимовской земле. Выбор места для проведения форума обусловлен не только юбилеем принятия ислама предками татар Поволжья и Урала и юбилеем Касимова как города – симбиоза двух культур и места упокоения легендарной Сююмбике, но и богатой традицией про­свещённости и учёности среди касимовских и окско-сурских татар.


Дан старт работе над рукописным Кораном, что будет способствовать возрождению науки, которая изучает правила написания арабских букв


В перечне других юбилейных событий – открытие нового комплекса Российского исламского университета в Уфе, историко-культурного комплекса «Булгарская застава» в Ульяновской области, строительство ярмарочной мечети в Нижнем Новгороде, завершение реставрации и открытие комплекса медресе «Мухаммадия» в Казани, реконструкция исторической мечети в Москве, реставрация здания Московского исламского института и другие мероприятия.

К 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией приурочены и масштабные образовательные проекты. Вот только некоторые из них: электронная библиотека «Даруль-кутуб», онлайн-­медресе, где можно получить достоверные знания по основам ислама. Интернет-платформа и мобильное приложение этого образовательного ресурса оказались очень ­востребованными, к обучению подключились не только жители Татарстана и России, но и наши соотечественники из стран ближнего зарубежья, европейских государств, Китая и Австралии. Всем желающим станет доступен русский и англоязычный варианты онлайн-медресе. Одна из важных инициатив – издание нового казанского Корана на основе специально разработанного дизайнерского компьютерного шрифта «Казан басма» и издание энцик­лопедического словаря «Ислам в Российской Федерации».

Дан старт работе над рукописным Кораном, что будет способствовать возрождению науки, которая изучает правила написания арабских букв.

Вот такими важными делами сопровождают жители нашей республики и татарского мира 1100-летний юбилей принятия ислама в северной части Евразии предками татар Поволжья и
Урала.

Альберт БУРХАНОВ,
начальник комитета по работе с краеведами исполкома Всемирного конгресса татар,
председатель РОО «Общество татарских краеведов» РТ, член научного совета
по проблемам СЕИ при Институте востоковедения РАН, заслуженный деятель науки РТ, профессор

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости