В школе № 14 имени Радищева у одно-
го ученика пропала шапка. Пошли ро-
зыски, догадки и шушуканье. Подозре-
ние пало на мальчика Яровикова, сына
рабочего. «Вор» — поползло из угла в
угол в школе. Многие хвастались:они
первые догадались, что Яровиков вор,
другие уже рисовали картины, как Яро-
виков. «сплавлял» краденые шапки на
рынке и накупал себе сластей.
Над Яровиковым издевались. Слезы
мальчика не помогали. Их не заметили
педагоги и даже заведующая школой Са-
мойлова. Затравленный Яровиков забо-
лел.
А через несколько дней был найден
другой «преступник» — Валя Аева. Ее
недавно видели на рынке. Это утвержда-
ет сын сторожа. Теперь все взоры пере-
неслись на Валю. Валю забирают в учи-
тельскую и учиняют допрос, намекая на
милицию и тюрьму, требуют сознаться в
преступлении. Растерявшаяся Валя испу-
ганно лепечет, признается в том, что она
снесла шапку на рынок, чтобы купить се-
бе книги.
Опьяненные «успехом», педагоги лику-
ют, но почивать на лаврах еще рано. Они
решают установить место сбыта крадено-
го.
19 января зав. школой Самойлова тор-
жественно подписывает отношение в УР.
В роли конвоиров — учительницы Оран-
ская и Теркина. Они вместе с отношени-
ем препровождают «заарестованного» 11-
летнего ребенка в уголовный розыск.
Снова допрос при свидетелях, дрожа-
щие губы девочки еле шевелятся, она не-
связно лепечет, рассказывая агенту Зи-
ганшину о своем преступлении. Допрос
окончен, Валя вздохнула облегченнее, на
дрожащих ресницах присыхают слезы.
Но дело этим не кончилось. В уголов-
ном розыске люди оказались не умнее пе-
дагогов из 14 школы. Старший агент от-
дает распоряжение свести девочку на ры-
нок, чтобы установить место сбыта кра-
деного. Конвой дополняется агентом УР
Зиганшиным. Все четверо отправляются
на «Сорочку».
Только к вечеру посиневшая от мороза
с закоченевшими руками, вся дрожа, при-
бежала Валя к своей старушке - бабке,
у которой она жила. Пережитое за день
не давало покоя ребенку, она боялась но-
вых допросов и угроз, боялась и того,
что бабка узнает и не похвалит внучку.
Не поспев отогреться, Валя выбежала
из квартиры, крикнув на ходу: «иду учить
уроки».
Напрасно бабка ждала Валю всю ночь
и следующий день, напрасно разослала
телеграммы родным и знакомым, напрас-
но ездила по железной дороге, расходуя
последние гроши от получаемой пенсии,—
Валя не возвращалась. Только будочник
на Волге видел, как маленькая девочка,
плохо одетая, направилась пешком вдоль
берега.
Что стало с одиннадцатилетней Валей,
лежит ли она под белым покровом снега
или найденная кем-нибудь находится в
тепле,—для нас и сегодня остаемся неиз-
вестным.
Известно лишь одно: среди наших пе-
дагогов еще немало старых барынь, спо-
собных воспитывать детей угрозами, за-
пугиванием, включительно до ареста. Вме-
сто внушения ребенку и исправления не-
хороших привычек, оставшихся, как тя-
желое наследие старого быта, эти «пе-
дагоги» не только дают травить ребенка,
развращая тем самым всю группу уча-
щихся, но и сами активно участвуют в
этом.
Это не случайность, это не простая не-
предусмотрительность педагогов, это от-
рыжка старой школы с ее пощечинами,
палочной дисциплиной и бурсацкими нра-
вами.
Учительница Теркина, имеющая за пле-
чами 25-летний педагогический стаж, —
бывшая помещица, дворянка; Оранская—
бывшая дворянка с 18-детним педагоги-
ческим стажем. За несколько дней до ис-
чезновения девочки, Теркина «известила»
ее бабушку с целью выпытать, чем, жи-
вет Валя. Удивившись их бедности, Тер-
кина заметила, что маленькая Валя выпи-
сывает «Пионерскую Правду». Теркина
упрекнула бабушку — зачем и на какие
средства она выписывает Вале газету. Но
о том, что на Валю пало подозрение в
краже, она не нашла нужным сказать. Не
вызвали бабушку Вали и в школьный со-
вет, где постановили по отношению к Ва-
ле не принимать репрессивных мер (?!).
Это не первый случай в 14-й школе.
Травля мальчика Яровикова, сына рабо-
чего, варварский поступок с Валей, из-
девательство над пионером — сыном ра-
бочего, Волковым, толкнувшее его на по-
бег из города, наводят нас на грустные
размышления.
На вопросы рабочих заседателей на
бюро жалоб, «как они, педагоги, расцени-
вают факт передачи ребенка в УР», Оран-
ская и Теркина отвечали, что ничего пре-
досудительного в этом не видят, так как
уголовный розыск—советское учреждение
и что тут ничего непедагогического нет.
Оценив данный факт, как грубейшее
искажение педагогических основ совет-
ской школы, бюро жалоб РКИ с широким
участием рабочих заседателей предложи-
ло Оранскую и Теркину с работы в шко-
ле снять, а зав. школой Самойловой вы-
нести строгий выговор с предупрежде-
нием.
Наркомпрос и секция просвещения го-
родского совета должны срочно заняться
изучением работы данной школы, и по-
ложить конец подобным безобразиям.
Ф. Галкин.