ХАРЬКОВ, 27. (Т). Мысль об органи-
зации автокефальной церкви появилась
в руководящих контр - революционных
кругах еще с 1921 года. В 1921 году со-
стоялся первый всеукраинский автоке-
фальный собор, который и разрешил
вопрос об автокефализации украинской
церкви. В этом соборе активнейшее уча-
стие приняли члены «БУГ’а», считавшие,
что собор создает новую форму анти-
советской организации и дальнейшую
контр - революционную работу вводит
в легальное, а потому и самое удобное
русло. Митрополитом автокефальной
церкви был избран Чеховский, впоследст-
вии член союза освобождения Украины.
Все решения первого всеукраинского
собора, продиктованные через Чеховско-
го, были серьезным антисоветским ору-
жием в руках украинской контр - ре-
волюции. Оформившись организационно,
украинская автокефальная православная
церковь проводит бешеную антисовет-
скую работу, влияя в контр - революци-
онном смысле на село и об’единяя кулац-
кие элементы. Чтобы подготовить необ-
ходимые кадры, организуется «высшая
богословская школа и братство работни-
ков слова».
Когда «БУГ» превратился в «союз ос-
вобождения Украины», церковь осталась
под руководством новой организации, по-
лучая с ее стороны полную поддержку.
На первом заседании «СОУ» руковод-
ство контр - революционной работой
через автокефальную церковь было по-
ручено Чеховскому. Была создана спе-
циальная пятерка «СОУ» по автокефаль-
ной линии, в которую вошли брат Чехов-
ского (священник автокефальной церк-
ви), бывший полковник петлюровской ар-
мии митрополит Липковский, архиерей
Сараевский и др.
Автокефальная церковь устраивала и
открытые антисоветские демонстрации.
Такой демонстрацией была панихида по
Петлюре, во время которой распростра-
нялись контр - революционные прокла-
мации. В этих прокламациях было напи-
сано: «Украинцы! Вновь пролилась не-
винная кровь лучшего сына Украины. До
каких пор мы будем терпеть? Опомни-
тесь, будьте людьми».
Свое главное внимание «священнослу-
жители» автокефальной церкви (преиму-
щественно бывшие петлюровские офице-
ры) обращали на село. Чеховский пока-
зывает, что работа священнослужителей
заключалась: 1) в сеянии национально-
политического зерна; 2) в об’единении
вокруг церкви национальных элементов,
явно враждебных советской власти и 3)
в настраивании этих элементов против
советской власти и ее мероприятий. Для
этого использовались соборы и с’езды
автокефальной церкви. Иногда, как это,
например, было в Конотопе, в результате
такой работы автокефалистов возникали
нелегальные антисоветские группировки
под националистическими и шовинисти-
ческими лозунгами. На Харьковщине та-
кой группировкой была ликвидированная
ГПУ «мужицкая партия», которая руко-
водила деятельностью автокефальной
церкви в округе.
украинская автокефальная православ-
ная церковь целиком усвоила цель
«СОУ» — вооруженное свержение со-
ветской власти и в этом направлении и
проводила работу. Автокефалисты цели-
ком поддерживали кулацкий террор, на-
правленный против представителей со-
ветской власти и сельских активистов.
Предварительное следствие установило,
что «СОУ» широко использовал в контр-
революционных целях Всеукраинскую
академию наук.
Всеукраинская академия наук была со-
здана в 1918 году во время гетманщины
не только, как твердыня реакционных те-
чений в науке, но и как идеологическая
цитадель гетманского строя. Преоблада-
ющая часть академиков избиралась не в
зависимости от научных заслуг, в зави-
симости от политических контр - рево-
люционных убеждений.
Обвиняемый Гермаизе (профессор Ки-
евского университета) так характеризует
первый период существования ВУАН при
советской власти: «В первую очередь, я
вспоминаю некий остров, где расположи-
лась лагерем либерально - буржуазная
украинская контр - революция — в Ук-
раинской академии наук. Советская
власть преодолела эту твердыню украин-
ско - буржуазной замкнутости только в
последние, и даже не годы, а месяцы.
Долгие годы перед этим академия была
своеобразной цитаделью, куда не загля-
дывало око идеологического контроля
советских инстанций».
Далее тот же Гермаизе заявляет, что
антисоветская экстерриториальность ака-
демии идеологически оправдывалась тем.
что академия — научное учреждение, а
для научных учреждений советский закон
не пишется и не нужен.
С 1920 по 1924 год Ефремов вовлек в
ВУАН около 80 членов «БУГ». Кабинет
Ефремова в академии сделался местом
подпольных заседаний центра «БУГ’а».
Этот же кабинет был местом явки для
польских шпионов, многочисленных пет-
люровских агентов и повстанческих эмис-
саров. После развала «БУГ’а», работая
над созданием «СОУ», Ефремов исполь-
зовал свое положение вице - президента
ВУАН и добился того, что правительство
СССР позволило Никовскому вернуть-
ся из-за границы для научной работы в
академии.
Вскоре после возвращения Никовского
организуется первая пятерка «СОУ» в
комиссии «словаря живого языка». Эта
комиссия сделалась контр - революцион-
ным центром в ВУАН. В ней прятались
секретные документы и антисоветские
прокламации. Выдавая сотрудникам зара-
ботную плату, кассир академии удержи-
вал по подписным листам взносы на
контр - революционные цели. Вскоре же
после первой пятерки был организован
ряд пятерок в других отделах академии.
Так, была организована пятерка в «инсти-
туте украинского научного языка». Эта
пятерка приняла конспиративное назва-
ние «Инарак», взятое из известного рома-
на «Солнечная машина».
(Окончание будет завтра).