В День печати следует говорить пе только о достижениях, но и о недочетах в области печати на этом важнейшем участке нашего строительства.
У нас в Татреспублико крупнейшим представителем печати является Тат- издат. Он был подвергнут тщательному обследованию РКИ, проведенному с широким участием различных общественных организаций.
Что же выявило обследование?
С продвижением и изучением читателя у Татиздата определенное неблагополучие. Он мало интересуется тем, что говорят о его продукции, не собирает, не систематизирует и не изучает отзывов об издаваемых им книгах, а без такого корректива можно впасть в серьезные ошибки.
У нас родился и бурно растет новый читатель, мнение которого особенно ценно—читатель-рабочий.
Обязанность Татпздата—прислушаться к его голбсу, но Татиздат об этом забывает.
Он гордится тем, что знает чуть ли не всех татарских писателей Союза. Так-ли это? Не имеет-ли он в виду только классиков, только признанных писателей? А те, что отдают творчеству часы досуга где нибудь в глуши кантона или в рабочем общежитии на окраиине города? Что-делает Татиздат для их выявления? Ничего.
Обороты Татиздата растут, его прибыль выросла в 1929 г. почти втрое против тех, что были зафиксированы 15 месяцев тому назад. Но он не отчисляет ни копейки в фонд удешевления книги. А между тем это является крупным политическим фактором, . особенно в условиях выполнения культурной пятилетки. И, конечно, увлекаться накоп- лениемсредств для Дома печати, мотивируя именно этим невыделенно средств на удешевление книги, недопустимо. При миллионной стоимости Дома какие-нибудь 10—15 тысяч дела не решат, и Татиздат должен их дать из своих 160 тысяч прибыли.
Пусть книги Татиздата, в сравнении с гизовскими, недороги, это его несомненное достижение, но есть разделы литературы определенно дефицитные— массовая, доступная художественная литература, детская книга, книга по низовому советскому строительству и, наконец, специальная книга для малограмотных. На эти разделы Тат- издату надо обратить преимущественное внимание, особенно на последний, ибо отсутствие хорошей, интересной книжки для избы-читальни и деревенского красного уголка обрекает на рецидив неграмотности десятки тысяч окончивших школы ликбеза. Татиздат находит, что такую книгу должен выпускать Центриздат, но если последний своего обязательства не выполняет, не следует-ли делать это Татиздату? Вопрос серьезный и слишком не терпящий отлагательства.
Неблагополучно с татарской детской литературой, но тут вина не одного Татиздата — детская книга очень и очень многими считается чем-то второстепенным, нестоящим внимания. Едва ли надо доказывать всю ошибочность такого взгляда.
В связи с этим стоит и гонорарный вопрос. Гонорары определенно низки— по той же детской книге, по художественной литературе, и Татиздату надо их поднять.
Недостаточное вниманпо уделяется кадрам по издательской и вообще книжной работе: до самого последнего времени Татиздат не имел даже сносного плана их пополнения. Совместно с Татнаркомпросом он должен изжить острую нужду в татарах - журналистах. В Татиздате нехватает литературных и художественных редакторов, и материал зачастую сдается в печать неотредактированным. В конечном итоге—и удорожание книги и неряшливость ее .содержания.
М. Ляхов.