В апреле 20 года, когда цеха Ленинского кожзавода вступили в социалистическое соревнование, на смену двухмесячной стенновке пришла еженедельная печатная газета „Дубитель".
В муках рождалась первая многотиражка Татарии. Завком узко-делячески подошел к предложению рабкоров:
—- Будет ли еще толк, а две сотни в месяц выкладывай...
Партколлектив, привыкший к „постепенности" советовал:
— Зачем зарываться? Начнем со стеклографа, подберутся силы, средства— тогда видно будет...
Не захотела подчиняться канцелярским расчетам масса.
Читательская конференция, в которой принимало участие до трехсот рабочих, вынесла решение:
— Наш завод вызвал на соревнование фабрику „Спартак". Надо, чтобы каждый рабочий, даже самый отсталый, понял смысл ленинского соревнования. Кроме того, необходимо наладить обмен опытом между цехами. Поэтому нужно немедленно приступить к изданию заводской печатной газеты.
Рабочие с нетерпением ждали первого номера.
Наконец газета вышла. На первой полосе—большой аншлаг:
„Спартаковцы приняли наш вызов. Чтобы выйти победителями из соревнования, надо работать лучше, чем завод работает сейчас. Решительная война прогулам, лодырничеству и разгильдяйству!"
Молодой "Дубитель" сразу нашел правильный путь. По этому пути он идет и сейчас не сворачивая, опираясь на крепко сколоченный рабкоровский актив.
Вся жизнь завода, производственные победы и поражения отражены в десятках, в сотнях рабочих писем, призывающих к борьбе за лучшую произвс дительность, за высокое качество про' дукции, против расхлябанности, обломовщины и лжеударничества.
Но „Дубитель" не только фиксировал, он подавал сигналы, указывал на узкие места в производстве, собирал си лы на преодоление их.
В июле прошлого года газета первая подняла шум вокруг массовой порчи товара в кожцехе. Она добилась того, что была создана комиссия изпредста вителей РКИ для расследования при чин порчи, после чего был снят с ра боты директор завода и привлечен г ответственности рЯЬ специалистов.
В ноябре „Дубитель" первый ставит вопрос о наметившемся уже тогда прорыве в выполнении промфинплана. В течение всего этого периода газета ведет упорную борьбу с консерватизмом хо- зяйственников, "пытающихся сложить с себя ответственность за производство и об'яснить все неполадки об‘ективны- ными причинами. В январе, когда прорыв стал для всех очевидным, „Дубитель" выступил с предложением организовать ударный месячник. Это предложение рабочие приняли с энтузиазмом. В феврале завод работал ударно—прорывы в выработке основных видов продукции были восполнены. „Дубитель" вместо с партийными и профессиональными организациями завода активно руководил ударным месячником. Газета в это время выходила чаще, подстегивая отстающие цеха, она учила, как надо по-настоящему работать на советских заводах.
„Дубитель" настойчиво требует и добивается смены хозяйственных и профессиональных руководителей посадным цехом, явпо не усвоивших ударных темпов.
Агитацию с газетной полосы редколлегия подкрепляла массовой работой.
„Дубитель" выпускает специальное приложение—анкету, в которой предлагает рабочим разрешить ряд производственных задач. Таким путем он собрал более 200 рабочих предложений.
Газета систематически разоблачала лжеударников. Ею разоблачена бригада Шайкевича, сознательно снижавшая производительность труда, чтобы повысить расценки.
Последние сводки е ^Ленинского кожзавода говорят о резком переломе в сторону лучшего выполнения производственных заданий...
„Дубитель" в значительной степени способствовал этому перелому.
Социалистическое* соревнование, активизируя рабочие массы, вызвало к жизни десятки печатных газет на предприятиях Татарстана, пополнило армию пищущих новыми сотнями рабкоров и подняло на большую высоту самокритику в низовой печати.
25 десятидневных печатных газет с сорокатысячным тиражом издаются на фабриках, г&водах и в вузах!
Каждая из них имеет достилсения. Однако, промахов, недостатков в фабрично-заводской печати еще много.
На данном этапе, помимо своих агитационных, пропагандистских и организаторских задач, газета становится одной из форм хозяйственного руководства. Печать, особенно низовая, должна быть привлечена в качестве четвертого угла общественности на предприятиях, отвечающего, наряду с остальными организациями, за недостатки и прорывы в выполнении контрольных цифр.
Газеты должны не только призывать к ликвидации недостатков, а в каждом конкретном случае нащупать причину прорыва, наглядно показать ее для того, чтобы быстрее устранить. Между тем этой конкретности, обоснованных выводов, своевременных сигналов как раз и нехватает многим фабрично-заводским газетам,