У нас в Татарии директивы ЦКК об особых задачах и методах чистки в национальных организациях в основном выполнены правильно. Организация очистилась от чуждых и разложившихся элементов, от злостных националистов и неисправимых организаторов групповой борьбы — султангадиевцев и великодержавных шовинистов, разжигавших национальный антагонизм. В то же время мы практически проводили в жизнь директиву ноябрьского пленума ЦК о том, что: «В национальных республиках, где кадры пролетариата еще не велики, усиленное вовлечение батраков и сельско - хозяйственных рабочих, особенно из местных национальностей, в партию, а также соответствующее улучшение социального состава организации являются одним из решающих условий социалистического строительства». В период чистки больше, чем когда либо, пролетарии - националы подготовлялись и вовлекались в ряды партии.
Активность трудящихся татар и нацменов на поверочных собраниях в городских и деревенских ячейках была не ни-' же, чем у русских.
Практика открытой чистки под лозунгом широкой критики и самокритики себя вполне оправдала.
Результаты чистки показывают, что по количеству исключений националы занимают значительное место — 39 процентов к составу исключенных. Исключенные татары к общему количеству татар в организации составляют 13,1 процента, русские 12,2 процента. Основной причиной этого является слабость, а порой и полное отсутствие политике - воспитательной работы среди татар и погоня ячеек при приеме в партию за количеством. Исключение рабочих-татар к числу проверенных рабочих татар составляет 5,5 процента, крестьян — 10,4 процента и служащих к служащим — 20,4 процента. Это свидетельствует о правильном подходе проверкомов к отдельным социальным группам.
Татарская организация находится в местности, которая неоднократно занималась белогвардейцами. Среди местных коммунистов и, в частности, среди националов есть бывшие участники белых армий и националистических организаций Поэтому во время чистки наибольшее внимание обращалось на то, как коммунисты — бывшие рядовые участники антисо ветских организаций — за время своего пребывания в партии изжили влияние прошлого. Партийная коллегия не допускала случаев огульного исключения коммуниста только за то, что он был у белых или участвовал в местной националистической группировке.
Часть татарского актива состоит из сыновей мулл, которые пришли в партию в 1917 -18 г., участвовали в гражданской войне и на своих плечах вынесли тяжелые годы революции. Мы не допускали исключения из партии таких товарищей только за то, что они сыновья мулл.
ОКК также приняла все необходимые меры, чтобы чистка не превратилась в орудие групповой или межнациональной борьбы.
В военных ячейках при чистке национальных частей особенное внимание обращалось на проведение национальной политики. Проверка показала, что национальная политика в армии в основном проводится правильно. Лишь в редких случаях обнаружены факты национальной розни. Активность националов во время чистки была вполне удовлетворительной. Например, в Татаро . Башкирской военной школе на первом собрании по чистке из 39 выступавших было 20 татар, несмотря на то, что в военной школе большое число учащихся - русских.
В саперном ■ батальоне обнаружены случаи проявления великодержавного шовинизма со стороны отдельных партийцев и беспартийных (выражения: татар- чук, мулла, жидок, мордовская мордз). Характерный случай был в этом же батальоне: один из красноармейцев подал рапорт командиру взвода - партийцу об оскорблении его на национальной почве. Командир взвода продержал этот рапорт у себя целый год.
Проверкой 1-го лагеря отметил, что практическая работа по обслуживанию татар и националов требует решительного улучшения