Наступила весна. Начались отпуска рабочих. Скоро откроются дома отдыха, но они не вместят всех желающих. Куда деться летом тысяядл» остальных- рабочих?
— Дача — буржуазный пережиток, — быть может, скажут некоторые.
Рабочие иного мнения. На фабриках и заводах часто говорят о дачах, расположенных под боком Казани. Надо их использовать.
У горкомхоза есть несколько дач во В’езжем лесу. Было их здесь раньше мно. го, но комхоз продал их частным лицам, которые развили в городском лесу свое хозяйство.
Дачи остались в Немецкой и Русской Швейцарии, в «Чортовом Углу» на Кабане. Но постройки заброшены и разваливаются. Коммунхоз совершенно забыл о своем хозяйстве
Предпринимал-ли Татжилсоюз какие- нибудь меры, чтобы организовать около Казани дачные поселки? Пальцем даже не пошевелил.
— Никаких!
Говорят ли об этом профсоюзы? — Ни слова. Готовятся к созданию городка палаток, но это не для всех приемлемо. Масса рабочих не прочь отправиться на дачу со всей семьей на все лето. Жить несколько месяцев в палатке на берегу Волги — для семейных дело малоподходящее.
Давно издано специальное положение
о строительстве дач для рабочих. В Москве, например, существует дачное об’еди- неяие. В Казани об этом не думают ни горсовет, ни коммунхоз, ни Татжилсоюз, ни профсоюзы.
Много дач в деревнях, расположенных по берегам Волги, по линии железной дороги. Беда вся в том, что пользование этими дачами для рабочих затруднено «анархией», какая происходит с наймом дач.
Уже сейчас по деревням и селам рассыпались с’емщики дач. Крестьяне это учитывают и набивают цены, стараясь каждую конуру сдать втридорога.
Рабочим следует действовать организованно. По предприятиям надо выяснить, кто поедет летом иа дачу я куда. Фабзазкомы договорятся об условиях аренды дач в деревне с правлениями колхозов, с сельсоветами.
В соцстрахе заявляют, что нужда в дачах большая, т. к. дома отдыха прн пол ной их нагрузке могут вместить сравни тельно небольшую долю рабочих с фаб рик и заводов Казани.
Ставится вопрос о постройке дач-коммун, в которых могли бы летом отдыхать не только сами рабочие, но и их семьи. Следует на это собрать средства. Где их взять?—Из местного бюджета. Нарком- фин, Соцстрах, Наркомздрав, Совнархоз имеют фонды, из которых можно выделить часть средств на создание дач-коммун. Для начала можно построить 1 — 2 дачи, но этим же летом надо заложить прочное основание для организации коллективного отдыха трудящихся.
Очень важен вопрос с питанием в дачных местах. Сельские потребобщества и КЦРК должны учесть это обстоятельство. Надо открыть на лето в дачных поселках общественные столовые, буфеты, расширить сеть магазинов и ларьков. У КЦРК существуют специальные «лавки на колесах», их надо летом пустить по дачам:
Но руководители ЦРК заявляют:
— Едва ли мы в состоянии будем открыть для дачников столовые.
Надо быть в «состоянии». ЦРК открывает шикарные буфеты на пароходах. При содействии Наркомторга, отпускающего продукты, можно открыть столовые и в дачных поселках.
Водники и союз транспортников делали слабые попытки организовать летний отдых для рабочих, но не пошли дальше аренды в приволжских селах отдельных домов, лишенных самых необходимых удобств, при чем дачи обходились очень дорого.
Дачное жилище должно быть рассчитано, главным образом, на семью рабочего, на его детишек, которые растут в обстановке душного, пыльного города и с ранних лет приобретают туберкулез.
Дачным строительством должны сугубо заинтересоваться Наркомпрос и Наркомздрав. Школа на лоне природы, летний отдых учащихся — этого нет ни в каких сметах, решительная рука Наркомфи- на вычеркивает такие «непредвиденные» статьи расхода. И совершенно напрасно. Улучшение условий труда и быта не должно быть красивыми словами. Надо все превратить я дело, зная, что без матери альных затрат не обойтись.