Заканчивающаяся чистка и проверка Бондюжской партийной организации превратилась в грандиозную политическую кампанию по вербовке производственных рабочих в партию, в демонстрацию доверия генеральной линии нашей партии.
Рабочие принимают непосредственное активное участие во всех областях работы проверкомов как по чистке партийных работников, так и по проверке работы ячеек всех учреждений, обслуживающих Бондюжский завод, вовлекая их в ряд комиссий по обследованию и изучению отдельных областей жизни и работы завода.
Чистка партийных рядов подтвердила большие достижения районных организаций и рабочих по выполнению производственных программ, снижению себестоимости, поднятию производительности труда на заводе, о чем лучше всяких слов говорят нижеследующие цифры:
Производственная программа за 1928—29 г. выполнена на 105,36 проц., себестоимость химпродуктов снижена на 14,4 проц., производительность труда поднялась на 15,5 проц. Завод дал чистой прибыли за 1928—29 год 550 тысяч рублей.
И это несмотря на то, что завод все время находится под угрозой ликвидации.
Вместе с тем чистка партийных рядов, проверка работы руководящих организаций вскрыла ряд крупных недочетов в политическом, материальном, бытовом и культурном обслуживании рабочих, как со стороны партийной организации, так и со стороны профессиональных, страховых, кооперативных и других общественных организаций, обслуживающих рабочих завода, в силу чего среди последних имеется ряд недовольств и в связи с чем темп вовлечения производственных рабочих в партию крайне недостаточен, о чем говорят и цифры, по району в целом:
На 1 октября 1928 г. на 1100 рабочих было 181 коммунист—16,5 проц., на 1 октября 1929 г. на 1300 рабочих было 200 раб. - коммунистов—15,4 проц., на 1 января 1930 г. на 1430 рабочих было 215 раб. - коммунистов 15 проц., из 300 членов комсомола только 15 товарищей находятся в партии, т. е. 5 проц.
Таким образом удельный вес коммунистов-рабочих ежегодно уменьшается, абсолютный рост крайне ничтожен: 19 чел. за 1928—29 год и 15 чел. за 1 квартал 1929—30 года.
Неутешительны цифры по 4 производственным ячейкам Бондюжского завода. На 1 января 1930 г. общее количество коммунистов—152, т. е. 10 проц. к общему составу рабочих и служащих Производственных раб.-коммунистов-120 (СО членов и СО кандидатов), что составляет 10,2 проц. к общему числу производственных и подсобных рабочих по заводу. Еще хуже дело обстоит по отдельным цехам; так, например, в механическом цеху, где работают 48 квалифицированных рабочих, коммунистов всего 2: один завцехом, другой счетовод. Последний — скрытый правый оппозиционер, бывший белогвардеец, исключенный проверкомом из партии.
В глиноземном цеху на 62 рабочих, всего 3 коммуниста, т. е. около 5 проц., и т. д.
Чистка партийных рядов, ясная постановка перед рабочими вопросов об очередных задачах, стоящих перед партией в целом и перед Бондюжской партийной организацией в частности,— всколыхнула рабочие массы, подняла на небывалую политическую высоту их активность, зажгла в них крепкое стремление бороться в рядах партии за дело строительства социализма в нашей стране, за всемерную помощь местной партийной организации по укреплению, улучшению работы всех организаций, обслуживающих нужды рабочих, а также за еще большие достижения по укреплению Бондюжского завода и сплошной коллективизации Камаевской волости, шефом которой является Бондюжская партийная организация.
У рядовых рабочих у самих родилась мысль о необходимости начать вербовку производственных рабочих в партию. Эти разрозненные настроения рабочих, выступления бывших партийных рабочих по цехам во время чистки с призывом вступать в ряды партии вылились в идею организации партийного социалистического соревнования между производственными - цеховыми ячейками завода и другими заводами Казани по вербовке передовых революционных рабочих в ряды ВКП(б).
Проверкомы и районный комитет партии организационно - политически оформили эти желания рабочих.
5 января с. г. было созвано открытое общерайонное партийное собрание, на котором участвовало 600 рабочих. На этом собрании по докладу провер- кома об очередных задачах партии и регулировании ее состава развернулись горячие прения, в которых демонстрировалась поддержка генеральной линии нашей партии и призывались передовые активисты рабочие вступать в ряды ВКП (б). Всего высказалось в прениях 20 товарищей. На отдельных выступлениях мы считаем необходимым остановиться.
Вот на трибуне тов. Медовых С. Ф., седой, но крепкий и бодрый старик. Он—герой труда. Ему 75 лет. 57 лег он провел на производстве. Бурные аплодисменты, переходящие в длительную овацию, мешают ему говорить. С большим под'емом, страстностью он бросает в зал четкие слова: «Мы, рабочие, не боялись ни при Николае, ни при нашествии белогвардейских банд. Не боимся сейчас и не будем бояться никого и никаких трудностей. Смелее, товарищи рабочие, в ряды коммунистической партии!». Бурные долго несмолкаемые аплодисменты провожают его.
Тов. Сахабутдинов на татарском языке говорит: «Бондюжские рабочие- татары шли всегда вместе с русскими рабочими в первых рядах заводов СССР по социалистическому соревнованию. В соревновании по яналифу мы так же оказались первыми. И в этом политическом соревновании по вербовке производственным рабочих мы также не отстанем. Товарищи, для выполнения заветов Ильича — дадим лучших рабочих и ряды ВКП (б)».
Тов. Гимазетдинов Салях, также re рой труда, участник гражданской войны, работающий на производстве 47 лет, под бурные аплодисменты всего зала заявил: «Рабочие Бондюжского завода не боялись помещиков, быв. хозяев, Колчака и др. врагов рабочего класса»,—и, обращаясь к рабочим, призывает их вступить в ряды партии и т. д.
Сотни рабочих, которые не могли притти на собрание, слушали доклад и прения по радио по цехам, в клубе, в красных уголках. Под шумные аплодисменты и пение «Интернационала» было утверждено предложение о прове- дении двухнедельника партийного соцсоревнования по вербовке производственных рабочих в партию.
Конец двухнедельника и прием в партию приурочивается ко дню 6-летия со дня смерти В. И. Ленина (22 января 1930 г.). Иоффе.