ПЕРЕД ЛОНДОНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИЕЙ

21 января в Лондоне откроется кон­ференция пяти держав, посвященная во­просам «морского разоружения». Прези­дент САСШ Гувер на-днях заявил пред­ставителям печати, что эта «конференция является важнейшей из международных конференций за много лет, и останется, по всей вероятности, самой важной на много лет вперед».

Такая оценка предстоящих в Лондоне переговоров со стороны Гувера имеет место, конечно, не потому, что эта кон­ференция (по его выражению) «должна дать чувство безопасности и удовлетво­рения каждому государству». Что касает­ся «чувства безопасности», то, как из­вестно, решительно все капиталистиче­ские государства хронически страдают именно отсутствием этого чувства. Это отсутствие «чувства безопасности» яв­ляется излюбленным оправданием для непрерывного роста всяческих и в том числе морских вооружений. Не может быть, конечно, и мысли о том, что пред­стоящая конференция даст всем ее уча­стникам также «чувство удовлетворения», ибо если выиграет одна сторона, то не­избежно проиграет вторая.

На лондонской конференции речь бу­дет итти о проблемах, в разрешении ко­торых даже компромисс неизбежно озна­чает поражение одной из сторон. Если, однако, Гувер дал столь многозначи­тельную оценку лондонских перегово­ров, то это произошло вследствие отчет­ливого понимания президентом САСШ значения предстоящего столкновения им­периалистических интересов и, в частно­сти, столкновения между САСШ и Ан­глией.

Как указывала уже наша печать, кон­ференция стоит перед необходимостью «разрешения» ряда существенных разно­гласий между ее участниками. В про­грамме ее работ : англо-амери­канские разногласии по вопросу о крей­серском флоте, англо-американо-япон­ские разногласия по вопросу о пропор­циональном соотношении флотов, вопрос об уничтожении подводного флота, раз­деляющий САСШ и Англию, с одной стороны, Францию и Японию — с дру­гой, при колеблющейся позиции Италии и, наконец, франко-итальянские разно­гласия по вопросу о равенстве морских вооружений.
Сегодняшние телеграммы говорят о весьма оптимистическом настроении ан­глийских политических кругов в связи с предстоящей конференцией. По мнению этих кругов, из перечисленных нами раз­ногласий нет ни одного, который не мог бы быть разрешен лондонскими перего­ворами. Так, по важнейшему вопросу о соотношении крейсерских флотов лон­донские оптимисты утверждают, что мо­жет быть достигнуто тройственное со­глашение между Англией, Соединенными Штатами и Японией. К сожалению, они не открывают тайны возможного «со­глашения». Между тем, действительность далека от этого казенного оптимизма. Нет никаких оснований полагать, что САСШ откажутся хотя бы в малейшей мере от своих требований в вопросе о количестве крейсеров как своих, так и английских. «Соглашение» в этом вопро­се возможно лишь на основе капитуля­ции Англии.

Лондонские прорицатели уверяют, что франко-итальянские разногласия по во­просу о равенстве морских вооружений, могут быть разрешены, если не оконча­тельно ликвидированы, путем заключе­ния «джентльменского соглашения». Эти круги утверждают, что Англия не смо­жет взять на себя никаких гарантийных обязательств в этом вопросе и предло- жит лишь соглашение, предусматриваю­щее обязательство о ненападении друг на друга. Нужно быть безнадежным оп­тимистом, думающим, что морские про­граммы капиталистических государств строятся, исходя из евангельского сове­та «о любви к ближнему», для того, что­бы верить в возможность «джентльмен­ского соглашения». Само собою разу­меется, что подобное соглашение не мо­жет (если бы оно было вообще осуще­ствимо) заставить Италию отказаться от требования равенства ее флота с фран­цузским, или Францию согласиться на это равенство.

Такова действительная картина разно­гласий, развернувшихся во всей широте перед лондонской конференцией. За по­следние недели ни одно из этих разно­гласий не обнаружило тенденций к смяг­чению. Единственным исключением яв­ляется вопрос англо-американского столк­новения. Само собою разумеется, что и в этом вопросе нет никакого действи­тельного смягчения борьбы между Ан­глией и САСШ. Дело идет не о смягчении разногласий, а о капитуляции Англии пе­ред Соединенными Штатами. Недаром заявления Макдональда и Александера (морского министра) вызвали бурю воз­мущения на страницах английской кон­сервативной печати.

Если САСШ удастся на конференции добиться реализации уже декларирован­ной уступки в вопросе о крейсерском флоте, конференция будет знаменовать собою серьезнейший этап борьбы между Соединенными Штатами и Англией не только за господство на море, но и за мировую гегемонию. Не смягчение, а всяческое обострение основных противо­речий между морскими державами, — та­ков единственный результат, который будет иметь предстоящая лондонская конференция.

«Известия», 13 января. (По радио).

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости