На выставке в Государственном исто, рическом музее экслонмруетсв пормовой флаг с изображением фашистской свастики. Это—первый морской вымпел, захва. ченный краспофлотцами у противника.
...Стояло знойное лето тысяча девятьсот сорок третьего года. Ночью отряд бронекатеров, в котором служил старшина первой статьи Ильгиэер Ахтямов, вышел в очередной рейс. Наши корабли еще не достигли немецких баз, как по водным просторам сверкнули лучи вражеских прожекторов. Послышался тяжелый грохот орудий. В воздух взмыли высокие водяные столбы. Умело маневрируя между разрывами снарядов, советские катере прорывались к намеченной цели.
Когда фашистские базы были атакованы и над вражеским берегом поднялось багровое ‘ зарево, наши суда легли яа обратный курс. Вдруг на матере. где находил, ся Ильгизер, произошла заминка—заглох мотор. Катер отстал от своего отряда. Краснофлотцы быстро устраняли поломку н двинулись вперед. В это время в белесой дымке тумана показалась силуэты кораблей. Они подходили все ближе и ближе.
— Чьи корабли? — послышалось с флагманского судна.
Катер стремительно пошел навстречу появившейся эскадре.
Немцы! — произнес Ильгизер, обращаясь к командиру катера Александру Маланину.
Да, это были немцы. Противник открыл ураганный огонь. Но советские моряки не отвечали, продолжая молча итти на сбли. жение Когда расстояние стало совсем незначительным. Маланин скомандовал:
— Огонь!
После нескольких удачных попаданий на одном из немецких кораблей возник пожар. Но ответными эалпамя был подожжен и советский катер. Не выходя из боя, краснофлотцы боролись с огнем. Ильгизер Ахтямов вместе т другими товарищами тушил пожар н в то же время определял расстояния до вражеских судов, устанавливал прицелы, руководил комендорами.
Огонь бушевал на палубе, вода проникала сквозь пробоины, заливая отсеки. Командир катера Александр Маланин решил пойти на таран.
— Вперед! — раздалась команда,
С каждой секундой моряки приближались к цели. Казалось, еще миг — и советский катер врежется в тело фашистского корабля. Каждый сознавал, что победа над немецким пиратом будет стоить жизни. Но не дрогнули моряки. Перед глазами их вставали о эти минуты вдохновляющие образы защитников Се. вастополя, Одессы, Ленинграда.
— Победа или смерть!—прозвучали слова командира. И это была клятва всего экипажа.
Видя, что советский катер неумолимо приближается к кораблю, немцы пустились наутек. По приказу Маланина краснофлотцы открыли частый пулеметный огонь по удирающему пирату. На палубе немецкого корабля началась невообрази. мая паника. Смертельно перепуганные фашисты хватали спасательные круги и бросались за борт.
Советский катер настиг противника, поравнялся с немецким кораблем. Когда между бортами осталась узкая полоса волы, вся команда увидела, как подия-лись с места офицер Марчук и старшина Ахтямов 'и. захватив автоматы, устремились на вражескую палубу. Вслед эа ними, бросились й другие храснофлотцн. Начал, ся первый в истории Великой Отечественной войны абордажный бой. Теснимые советскими моряками, немцы забивались в рубки, опомнившись, снова хватали в руки автоматы Но ничто уже теперь не могло спасти их от гибели.
В самый разгар боя Ильгиэер Ахтямов поднялся на мачту и сорвал фашистский вымпел.
Чувствуя безнадежность своего сопротивления, немецкие матросы подняли руки. Вражеский корабль вместе с его командой был захвачен в плен.
Скоро весь фронт облетела весть о героическом подвиге славного советского моряка, парня из Казани—Ильгизера Ахтя. мова. фта несть докатилась до руин Сталинграда, где отважно сражался Ахтямов в рядах морской пехоты. Эту вёсть с гордостью слушали моряки Каспийской военной флотилии, где служил Ильгизер на сторожевом катере. А особенно гордились своим другом атовские моряки. Здесь был совершен его подвиг.
Б. ЗЕРНИТ.