Особенности ремонта дизельных тракторов

Машино-тракторные станции нашей республики за последние годы получили много мощных дизельных машин. Сложные по своей конструкции, они требуют умелого подхода при эксплуатации и ремонте. В подготовке их к работе надо учесть некоторые особенности, с которыми ремонтники ещё тщательно не ознакомлены.

Работникам МТС и межрайонных мастерских капитального ремонта необходимо помнить, что детали дизельных тракторов требуют большой точности при обработке и сборке, предельной частоты. Трущиеся поверхности перед сборкой должны быть ещё раз очищены и затем смазаны маслом. Следует внимательно осмотреть также прокладки — нет ли среди них рваных.

Допускается установка только таких деталей, которые полностью отвечают техническим условиям. Обезличивание частей при ремонте не рекомендуется, а обезличивание блока цилиндров, вкладышей (шатунных и коренных), крышек коренных подшипников, коленчатого вала. шатунов и их крышек, маховика и его картера, корпусов коробки передач и ее фиксаторов, заднего моста, а также вала фрикционов и стаканов его подшипников — категорически запрещается.

Кроме этих общих правил, ремонт-гакам следует знать, как вести ремонт некоторых основных узлов п Деталей дизельной машины.

В шатунно-кривошипном механизме гильзы блока и поршни не должны иметь задиров и рисок на рабочих поверхностях. Овальность и конусность гильзы в рабочей части допускаются до 0,03 мм в верхней части от торца на длине 15 мм и 0,05 в нижней части от торца на 80 мм. Зазор между юбкой поршня и стенкой гильзы в плоскости, перпендикулярной оси коленчатого вала, должен быть равен 0,13—0,17 мм, а для работавших деталей — не выше 0,4 им.

Сейчас в межрайонных мастерских капитального ремонта приступили к расточке и шлифовке старых гильз для тракторов «ДТ-54» под увеличенный поршень. Надо напомнить, что поршневые кольца должны проворачиваться в канавках поршня без заеданий. Для этого зазор между ними по высоте можно оставлять для компрессионных первого и второго колец — 0,2 мм , третьего и четвертого колец — 0,15 мм и для маслосъемных — 0.15 мм. Маслоподводящий канал в теле шатуна перед аапрессовкой втулки необходимо промыть и продуть сжатым воздухом. При сборке поршень нагревается в масле до температуры 80—90 градусов. Гайки шатунных бол-, тов зашплинтовываются новыми шплинтами.

Коленчатый вал при укладке в коренные подшипники (без шатунов) при нормальной затяжке подшипников должен плавно без заеданий проворачиваться от усилия не более двух килограммов, приложенного на плечо р 150 мм от оси вращения шейки коленчатого вала надо тщательно прошлифовать под одни из установленных для них ремонтных размеров. Овальность и конусность допускается не выше 0.01 мм.

Согласно указаниям Министерства

сельского хозяйства СССР разрешается снять противовесы с коленчатого вала дизеля на тракторах «ДТ-54», находящиеся в эксплуатации в МТС, с номера первого по 19721 включительно, выпущенных Сталинградским тракторным заводом. Разрешается снять при очередных плановых ремонтах четыре противовеса

с коленчатого вала на дизелях тракторов «ДТ-54», выпущенных Харьковским заводом до 4 июля 1951 года и Сталинградским заводом — до 23 июля 1951 года с заменой на оставшихся противовесах болтов их крепления на новые.

Шейки распределительного вала должны быть чистыми, гладкими, без задиров, рисок и граненности, а овальность и конусность их не более 0,02 мм. Можно установить на двигатель распределительные валы с износом кулачков до высоты: выхлопного — 42,2 мм., всасывающего — 41,5 мм. Вал должен проворачиваться в подшипниках свободно без заедании, а толкатель перемещаться в осевом направлении и проворачиваться. Нельзя оставлять заметных следов обработки на торцовой плоскости тарелки толкателя. Нужно добиться, чтобы всасывающие трубы плотно прилегали к выхлопной трубе пускового двигателя. Систему охлаждения при ремонте очищают от накипи. Резиновые шланги закрепляются хомутиками, а не проволокой, как это делается сейчас. Картонные прокладки при сборе радиатора пропитываются краской.

При ремонте радиаторов можно поставить не более пятидесяти новых трубок внутрь дефектных после их развальцовки. Допускается наличие не более двенадцати заглушенных трубок. Охлаждающиеся пластины радиатора подо выплавить, очистить от грязи и масла. При ремонте водяной помпы заменяются войлочный сальник, текстолитовая упорпая шайба и резиновый манжет сальника. Торец корпуса крыльчатки под текстолитовой шайбой полируется и перед сборкой покрывается графитовой смазкой.

Приступив в ремонту системы смазки, надо обратить внимание на то, чтобы валик масляного насоса не заедал, свободно проворачивался от руки. Внутренние (ведущая и ведомая) шестерни масляного насоса должны быть одинаковой высоты с точностью 0,10 мм, а торцовые их плоскости — параллельны, размер зазора между торцом шестерни и крышкой корпуса масляного насоса — не более 0.3 мы. при установке работающих деталей — до 0,4 мм, зазор между зубьями работавших шестерен — не более 0.5 мм.

Сетку масляного фильтра натягивают и прочно, без пропусков припаивают. Допускается запаивание прорванных мест, а также пропаивание, заплат из такой же сетки. Разрешается запаивать не больше десятой части общей площади сетки. Фильтрующие элементы тонкой очистки при ремонте трактора подлежат замене.

При сборке торцы фильтрующих элементов устанавливают плотно друг к другу. Пружина, прижимающая элемент, должна создавать усилие 14—16 кг при длине 28 мм и 10 кг при длине 42 мм. Собранный и отрегулированный масляный насос после ремонта подвергается обкатке в течение десяти минут на чистом дизельном топливе. Масло-приемник при этом полностью погружается в топливо. Во время обкатки детали насоса нельзя перегревать.

Проверяя качество ремонта муфты сцепления и главного кардана, надо проследить—обеспечивает ли механизм управления легкое выключение, муфты, полное разобщение двигателя от трансмиссии и плавное включение сцепления при трогании с места, нет ли пробуксовки при работе трактора с нормальной загрузкой. Ведомый диск муфты сцепления должен свободно, без заеданий перемещаться на валу и вместе с валом вращаться при выключенном сцеплении. Нужно плотно приклепать фрикционные накладки ведомого диска муфты сцепления.

Особое внимание надо обратить на ремонт, сборку и приемку топливной аппаратуры дизеля. Если она некомплектная — в ремонт не принимается. Конечно, отсутствие нескольких шпилек, гаек, болтов не является основанием для отказа. Сдается в ремонт и принимается топливная аппаратура вместе с насосом и регулятором, в комплекте с форсунками и трубками высокого давления, фильтрами, подкачивающей помпой и топливопроводами низкого давления. Крепежные шпильки, гайки и болты перед выпуском следует туто затянуть, нельзя допускать срыв резьбы и помятины на гранях. Резьбоватые гнезда с изношенной резьбой можно ремонтировать нарезкой резьбы увеличенного размера или постановкой переходных втулок.

Раскомплектовка конических шестерен при ремонте не допускается. Негодные заменяются подобранными из числа работавших, новые ставятся только в сочетании с новыми. Боковой зазор в зубьях возможен в пределах от 0,2 до 0,4 мм, а работавших шестернях — до 1,5 мм. Замер их производится у наружного края шестерни, зубья должны прилегать друг к другу в пределах 0,6—0,75 мм длины. Надо добиться того, чтобы при выключении Фрикциона нажимной диск свободно. без заеданий перемещался вдоль вала. Допускается установка работающих барабанов-фрикционов при толщине зубьев не менее 3,9 мм. причем изношенные с одной стороны зубья до 4.4 мм переставляются на другую строну.

Правильно собранный масляный насос при нормальном числе оборотов должен развивать давление по манометру 2— 2,5 атмосферы.

Подкачивающая помпа топливного насоса должна развивать давление топлива по манометру от 0,4 до 0,5 атмосферы. Выбрасывание или протекание масла, горючего, воды через люки, пробки., сальники, прокладки, резьбовые соединения не допускаются. При работе двигатель не должен перегреваться и иметь местный перегрев деталей.

После проверки двигатель собирается, заправляется отфильтрованным маслом и затем работает без нагрузки в течение десяти минут. Если в период обкатки и испытания будет выявлено в трущихся сопряженных деталях шатуннокривошипного механизма более трех различных или одноименных дефектов, требующих замены или ремонта дефектных деталей, то двигатель после устранения дефектов подвергается повторной обкатке по полному режиму.

Качество ремонта тракторов в целом проверяется путем пуска и проверки трактора в работе. Пробный пуск и проверка отремонтированного трактора в работе не заменяют обкатки, которую должен пройти каждый отремонтированный трактор.

Выходящие из ремонта тракторы должны быть укомплектованы электроосветительными приборами для обеспечения работы в ночное время.

В период проведения ремонта необходимо широко организовать неоднократную взаимную проверку соревнующимися МТС качества отремонтированного машинно-тракторного парка. Все имеющиеся возможности и резервы должны быть использованы в полной мере, чтобы в 1953 году высокопроизводительно использовать дизельные тракторы на полевых работах.

С. РЕЗЯПКИН.

Инженер-механик.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости