Переворот в Юго-Славии, упразднивший парламенскую конституцию, приведший к роспуску парламента и оппозиционных политических партий и передавший власть в руки военной диктатуры,—чреват серьезными последствия ми.
Переворот этот находится в неразрывной связи с национальной проблемой, представляющей собою в Юго-Славпн коренное и неразрешимое противоречие, порожденное тем пестрым национальным составом этого государства, которыи оно обязано Версальскому мирному договору. Трудящиеся хорвата, словены, венгры и другие народы, подчиненные в результате Версальского мирного договора владычеству сербского белградского I; разгильдяйства, находятся в «юго славского безнравия. Соперничество между буржуазией Старой Сербии и буржуазией Епостазь присоединенных областей Сдесь более обостряет национальную 'борьбу. Существовавшая до сих пор государственая конституция обеспечивала "политическую гегемонию сербскому капиталу, который использовал это для перенесения большинства части бременя содержания государственного аппарата и армии на угнетения национальности. Хорватия. Босния, Воеводина, дающие почти две трети государственных доходов, не обслуживались государством дате в размере одной четверти его бюджета.
Все это приводило к беспрестанной острой борьбе между угнетенными национальностями Юго-Славии и господствующей сербской буржуазией. Хорватская опоцозиции за поспешно время сделала попытку перейти к организация более обостренной борьбы против правительства. Вождя оппозиционных партий подняли агитацию за признание СССР. Этот острый конфликт еще раз показал всю непрочность власти сербской буржуазии.
Между тем Англия к Франция непосредственно заинтересованы в укреплении по- ложения* в Юго-Славни, так как она занимает центральное место на Балканах, граничит с глав гам конкурентом Франции на Балканах — Италией и находятся в тылу Румынии и Болгария, которые подготовляются англо - французским блоком к нападению против СССР. Английский посланник в Юго-Славии и французские парламентские депутаты в течение последнего времени проявили большую активность в Юго-Славии, разъезжая но всей стране и ведя переговоры с различными политическими партийки в целях организации такого правительства, которое бы позволило вовлечь Юго-Славию в антисоветский блок и установить необходимое для этого примирение между борющим партиями и „внутренее спокойствие. Английский посланник в Юго-Славии прямо заявил руководству корнатской оппозиции, что антипартийное правительство готово поддержать их требования в том случае, если они откажутся от пропаганды за признание ССОР. Лидеры оппозиции, насколько известно, не ответит Кеннару прямым отказом.
Вскоре после поездки Кеннара в Загреб последовала отставка белградского правительства, юго-славский король принял представителей оппозиции и, наконец, было •формировано новое правительство исключительно из генералов и произведен государственный переворот. Еще неизвестны закулисные махинации, сопровождавшие э тот переворот, все тайные пружины, сделавшие возможным уход старого белградского правительства, но два заявления, ужо появившиеся в печати, вскрывают сущность переворота. Это, во-первых, заявление лидера оппозиционной хорватской крестьянской партии Мачека о том, что он удовлетворен переворотом, и, во-вторых, заявление реакционых французских газет о том, что „надо надеяться, что за время существования в Юго-Славии неконституционного правительства удается достинуть соглашения*. Переворот повстанцев является плюсом происков самых крайних кругов англо-французского военного блока, использовавших предательскую верхушку хорватской оппозиции для обеспечения участия Юго-Славии в антисоветском блоке.
Дальнейшие сведения о перевороте позволят дать более подробную оценку, не уже сейчас можно сделать два вывода.
Во-первых—лидеры хорватской оппозиции открыто измении тем лозунгам, которые они до сих пор провозглашали, предали ту широкую массу угнетенного крестьянства, которую звали на борьбу против белогвардейского правительства. Роспуск хорватской крестьянской партии, произведенный правительством, скорее на руку лидерам этой партии, боящимся теперь массы своих собственных последователей. Борьба за национальное освобождение угнетенных пародов Юго-Славии тем самым должна будет вступить теперь в новую стадию. Хорватское крестьянство должно будет пойти по,, революционным руководством на борьбу против компромисса между хорватской б буржуазией а Белградом.' *
Во-вторых — антисоветский тенденции и руководящих политических кругах Юго- Славии теперь усилятся. Юго-Славия в той или иной мере примет участие в антисоветском блоке. Она должна будет прикрыть о тыла операции румынской ‘армии против Советского Союза. Тем самым угроза войны, которую подготовляют империалисты, становится еще более актуальной. Рабочим я крестьянам Советского Союза, пролетариату Западной Европы и всего мира надо с удвоенной энергией, о удвоенной решимостью провести борьбу против военной опасности.