Тепло и душно в переполненной народом школе села Донгазара, Кармалинской вол., Челнинского кантона.
У стола председатель сельсовета. Открывает собрание. Выбирают президиум. В нескладной речи председатель сельсовета выложил собранию все нужды села и прочел вслух инструкцию о самообложении, присланную из волости.
Председатель кончил.
Шопот пошел в задних рядах. Выступают в прениях.
— Нужно исправить мост...
— Быка племенного нет.
— Скотина травит озимь—нужна ограда.
А кулаки, что в главном углу расселись, посмеиваясь в бороды, слушали.
Знают, что тяжесть самообложения падает, главным образом, на зажиточных и кулаков. И деловые предложения по докладу председателя перебил выступивший кулак.
— Самообложение,—граждане — обман. Самообложения нам не надо...
И пошл ...
В рядах заговорили. Кулаки против самообложения, остальные —за.
— Кто еще выскажется?
Слово по вопросу о самообложении попросил учитель Ягафаров. Внимательно слушали крестьяне оратора и удивлялись. Ягафаров прямо поддерживал кулаков. С пеной у рта учитель доказывал, что самообложения проводит!» не надо.
Кулаки поддерживали учителя. Сельсовет ока алея бессилен.
Крестьяне прислушиваются к голосу учителя, крестьяне знают, что учитель не скажет зря. И по настоянию учителя и кулаков собрание приняло резолюцию против самообложения.
* * *
Учитель Ягафаров. Кулаки. Срыв самообложения. Ведь это преступление! Ведь это позор! Вся трудовая интеллигенция деревни должна осудить Ягафаровых. идущих вместе с кулаками, срывающих мероприятия соввласти, напр пленные к поднятию хозяйственного и культурного уровня деревни.