I. 0 трагедии пироговцев
В "Сборнике здравоохранения ТССР“, № 1, проф. М. М. Гран, в прошлом активный представитель земских врачей- пироговцев, лидер союза врачей Петербургской губ., рассказывает о трагедии, пережитой им и его соратниками, когда после Октябрьской революции ребром был поставлен перед ними вопрос о новых принципах профессионального об'единения врачей и о претворении в жизнь принципов советской медицины.
„Чтобы хина помогла при малярии—необходима конституция",—говорили по поводу резолюций Пироговских съездов. Этим подчеркивалась политическая сущность идеологических лозунгов пироговщины. Советская медицина взяла в наследие все лучшее, что было выдвинуто в свое время пироговцами, и в основание всей работы по здравоохранению положила классовый принцип. С последним обстоятельством пироговцы не могли примириться. Они были выразителями „внеклассовой" точки зрения. Началась упорная и жестокая борьба, исход которой должна была решить сама жизнь. Жизненная правда, как легко было предугадать, оказалась на стороне советско-коммунистической идеологии.
Что же нового сказала советская медицина за 10 лет?
Задаваясь этим вопросом, Гран в первую очередь подчеркивает особенности в структуре нашего НКЗдрава. Преимущества советского „министерства" здравоохранения он видит в „общественном характере высшего административного органа здравоохранения, в структуре этого органа на общественных началах".
Тщательному анализу подвергает автор и другие идеологически-организационные стороны советского здравоохранения, чтобы нелицеприятно сказать:
— Жизнь победила, а главное—убедила. Идеологи земской пироговской медицины могут считать себя не побежденными, а торжествующе убежденными.
Злободневный для Татарской республики вопрос поднимает на страницах сборника проф. Р. А. Мурия в статье „Расширять или углублять работу“.
II. Великой памяти Л. Н. Толстого
Столетие со дня рождения Л. Н. Толстого Казанский университет отметил выпуском сборника, посвященного казанскому периоду жизни Толстого. („Великой памяти Л. Н. Толстого— Казанский университет. 1828-1928 г. Казань 1928. Стр. 151. Ц. 1 р. 25 коп.).
Достоинством юбилейного сборника является то, что биографические черты Толстого-юноши даны в нем на широком фоне общественной и университетской жизни 40-х годов прошлого столетия. В одинаковой степени -это относится ко всем основным статьям сборника, который открывается предисловием Галанзы.
Проф. И. Н. Фирсов в ст. „Толстой в университете" в несколько своеобразной форме ставит вопрос:
„Поступление Льва Николаевича в Казанский университет можно трактовать как одну из многих случайностей его жизни. Была ли это случайность печальной?"
Тщательно восстанавливая университетскую обстановку того времени, и основываясь на психологическом анализе личности Толстого, проф. Фирсов утверждает, что пребывание Толстого в Казанском университете не осталось для него бесследным, хотя сам писатель и отзывался весьма нелестно об университетском образовании вообще.
М. К. Корбут в статье „Люди и идеи, влиявшие на Толстого в Казани" в результате изучения обширного материала приходит к выводу, что „в Казани в студенческие годы, Толстой и сложился в того человека и великого писателя, каким его характеризовал в блестящих строках Плеханов". Автор имеет в виду „весьма своеобразный, но в то же время непобедимый консерватизм нашего великого писателя", который сказывался в его гениальных романах. Дворянский быт изображался в них хоть и без ложной идеализации, но все же со своей лучшей стороны. Толстой на всю жизнь остался аристократом.
Толстого-аристократа рисуют нам и статья А. Вилькена „Казанская жизнь Толстого", и очерк К. Шохор - Троцкого „Казанские знакомства Толстого".
III. Тридцать четвертый том
Недавний юбилей Общества археологии, истории и этнографии должен привлечь внимание советской общественности к его „Известиям“. В последние годы орган ОАИЭ стал выходить довольно аккуратно и заметно изменил свое лицо. Так, в последнем двойном выпуске 34-го тома, вышедшем к юбилею, читатель находит любопытные статьи, посвященные истории революционного движения. Эта статья М.К. Корбута —„Гвоздевщина в документах" ви которой разработан архив рабочей группы Моск. военно-пром. комитета и статья С. Фарфоровского „Из истории рабочего движения в 70-х годах в России“.
По данным архива департамента полиции мин. внутр. дел за 1871— 75 год, С. Фарфоровский воскрешает первые этапы рабочего движения в России.
Когда в 1871 г. мин. внутр. дел столкнулось с фактами борьбы рабочих за условия труда, то оказалось, что в России почти нет фабричного законодательства, а чтобы разработать его, надо было изучить слабые стороны промышленности, что и было сделано по отношению к Московскому району. Нет возможности рассказать в газетной заметке о тех кошмарных условиях, которые вскрыло обследование промышленности в 71 г. Ограничимся двумя -тремя штрихами:
... "На некоторых фабриках Бронницкого и Богородицкого уездов работают дети моложе 8 лет. Детей от 8 до 12 лет насчитывалось 4.000 и детей от 12 до 17 лет— 11.600. Дети работают от 12 до 15 часов в сутки, проводя иногда в течение всей недели все ночи на работе и отдыхая ночью через неделю (посменно)".
Гигиенические условия труда на фабриках были ужасны. Масса злоупотреблений происходило вследствие отсутствия твердых правил в отношении условий найма рабочих и вследствие недостаточного надзора за фабрикой.
Данные обследования промышленности Московского района убедили мин. внут. дел в необходимости рабочего законодательства, оно воочию увидело „разлагающее влияние естественных неустройств рабочего класса, не нашедших себе законного удовлетворения".
Очерк С. Фарфоровского вскрывает малоизвестные для экономической науки факты и должен заинтересовать всех, кто изучает рабочее движение.
Преобладающее большинство остальных статей в юбилейном выпуске "Известий ОАНЭ" носит специальный характер. Особо следует отметить лишь богато иллюстрированный очерк И. М. Дульского „Искусство в Татреспублике за годы революции".
IV. Очерк о Татарской республике
В IV книге „Ученых Записок Каз. гос. университета им. В. И. Ульянова-Ленина" помещен интересный очерк Н. - Б. З. Векслина „Географические предпосылки народного хозяйства Татарской республики".
Очерк посвящен природным условиям, в которых и протекает хозяйственная деятельность населения Татарии, и заслуживает того, чтобы быть выпущенным на книжный рынок в виде отдельного оттиска.
С е р г е й А р б а т о в