ШКОЛА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ..

В свое время писатель Помяловский дал непревзойденные рассказы о школах мракобесия — о духовкой бурсе. Расска­зал правду о бессмысленном режиме и бурсацких нравах.

Методика — бессмысленная зубрежка «отсюда—досюда» с фотографической точностью текста. Педагогика — розги, подзатыльники, карцер. Вот существо школы, поставлявшей обществу мошен­ников, бродяг, воров, попов в церковни­ков.

Тенями канули в прошлое в бурсе и последовавшие за ней школы более «гу­манного» толка, линейкой, «углом», щипками и «без обедами», воспитывавшие детей в постоянном страхе перед учите­лем, в верноподданичестве и в христиан­ском смиреномудрии...

Новое время — новые песни...

Но песни о новых делах. Песни о но­вых людях, а молодых побегах гряду­щего. О новой советской трудовой шко­ле.

Октябрьская революция, отдав рабо­чим заводы, крестьянам — землю, отдала детям школу. Вырвала ее из цепких, ду­шащих лап зубрежки и "физического воздействия"...

Школа стала средством воспитания но­вого культурного человека — советского гражданина.

Советская трудовая школа № 14 им. Радищева. Девятилетка.

Наружность бывает обманчива. По внешнему виду, по обложке нельзя су­дить о содержании книги. Но как не подумать о той громадной переделке, ко­торой подверглась школа за годы революции, при виде мелочей хотя бы внеш­него порядка.

На площадке лестницы, у входа в клас­сные коридоры — доска об’явлений. На ней многое и о многом: о заседании ис­полкома школы (исполкома!), о занятиях радиокружка, о кружке «семья и шко­ла», о текущей политике и т. д. Тут же стенная газета. Не пасквиль и шарж вре­мен гимназии на нелюбимого учителя — «эфиопа», тайком приколотый к кафед­ре, а стенная газета, освещающая хоро­шие и плохие стороны школьной жизни, ведущая определенную, организующую и воспитательную работу.

Чувствуется что школа дышит не только математикой, литературой, общество­ведением и друг. дисциплинами, — шко­ла живет и общественной работой, воп­росами самоуправления, перевыборами горсовета и антирелигиозной пропаган­дой.

В 9 часов утра — первый звонок. По классам, кабинетам, в зал физкультуры, в мастерские, шумливой хохочущей толпой рассасываются 700 слишком учеников. И, вдруг, шум смолкает. Наступили учебные будни.

Внизу столярная мастерская. Уверенно швыркает рубанок в руках малыша. Вьется, курчавится березовая стружка и выходят из мастерской столы, скамейки, вешалки, табуреты.

В мастерской лепки стены увешаны работами учеников. Художественные, со вкусом выполненные причудливые орна­менты, барельефы из производственной жизни, учебные пособия к анатомии и физиологии. Все это сделано руками уче­ников.

И в объявлении в стенгазете, в шумли­вом перезвоне перемены, в березовом за­витке стружки видно лицо новой школы. Оно видно в протоколах ученического самоуправления и собраний коллектива, где коротенькие постановления о самодисциплине, об организации досуга, о кружке безбожника, о помощи академи­чески отстающим...

Новая школа — это явь!

Но нас интересуют недостатки.

Советская школа еще слишком молода, чтобы стопроцентно влиять и воспиты­вать. Еше сильны в школе влияния ста­рого, семейной домостроевщины и инди­видуализма, которые подобны старым доскам в новой стройке, темнеют серы­ми пятнами.

Старое по соседству с новым. Сосед­ство это скандальное и отнюдь мирного характера не носит.

Не так давно в радищевской школе имел место факт далеко не случайного происхождения.

В школу была прислана учительница русского языка — гр-нка Пшеничникова. Но кому-то из местного начальства она не понравилась:

— Пшеничниковой — не место в нашей школе. У нас есть свои, проверенные люди, которые более подойдут к нашей школе...

Чья то воля организовала из родите­лей «ударную группу», которой было дано задание найти, ну, наконец, приду­мать доводы за снятие Пшеничниковой. И доводы начинают фабриковаться. Родители настраивают детей против учи­тельницы и в классах еще до появления Пшеничниковой в школе вообще ползут слухи и разговорчики:

— Никудышную учительницу нам дали. Ничего она не знает... Под бойкот ее.

Такую обстановку встречает учительница при начале своей деятельности. И, естественно, возникают эксцессы. А на всех уроках русского языка просижива­ют по несколько "родительниц", олице­творяя контроль.

Они многозначительно перемигиваются и улыбаются:

— Вот видите, нет педагогического подхода. Нервирует учеников...

И поднимается шумиха, возбуждаются вопросы и вопросики. По домам собира­ют подписи за снятие учительницы...

Дело сорвалось. Учительница работает в школе и поныне. Она оказалась на своем месте.

Но важно не это.

В угоду чьим то личным интересам и оголтелому крику нескольких «родительниц» были принесены в жертву интересы советской школы, интересы учебы и, что особенно важно, интересы спайки между педагогом и учениками.

О спайке между учениками и преподавателями в школе вообще не приходится говорить. Здесь это необязательно.

Если мы говорим, что школа должна влиять на полупролетарские и непроле­тарские слои, и одним из условий этого влияния должен быть соответствующий подбор педагогов, "умеющих подойти", то вот этого условия в радищевской школе нет. В школе много учителей, принесших методы и влиянию от старых вре­мен. И на этой почве возникают недора­зумения. Не так давно между одной из групп и преподавателем физики произо­шло неприятное об’яснение по поводу любимчиков. Ученики указывали на то, что «физик» дает различные оценки ра­ботам, несмотря на одни и те же досто­инства и ошибки; что он руководствуется в этом отношении личными симпатиями к ученикам.

В группах есть Лялечки и Сонечки, которых преподавательницы целуют в щечку н «товарищи такие-то», с которы­ми обращение выражается, примерно, а такой форме:

— Вот вы, товарищ,—пионер, а урок у вас не того... Галстух носите!

Или:

— Длинный, а предмет не усвоил. Нехорошо...

И главное не в словах, а в интонации.

В школе всего 4 комсомольца. Они сгруппировали вокруг себя сочувствую­щих ребят, но трудна и неблагодарна работа в среде учеников, которые в по­давляющем большинстве своей дети служащих, кустарей и тех, кто в Налоговом Управлении НКФ именуются держа­телями патентов от 1 до 6 разряда. Трудна эта работа.

И влияние школы на семью, передача через учеников в семью элементов ново­го быта, приобщение к советскому стро­ительству подменяется обратным дей­ствием. Семья под знаменем мещанствующего индивидуализма, небрежного отношения к коллективу, религиозных предрассудков прет в школу.

В школе процветают игры индивидуального характера («бродячие соседи» и проч.), летучая почта с предложением сердца "предмету своего внимания".

Замечаются скрытые формы антисеми­тизма, есть «верующие», которые, как это ни странно, имеют единомышленников и среди преподавателей.

Некоторые ученики приносят в стены школы семейные настроения. Так, дети служащих, недовольных коренизацией на службе, отражают это и в школе. Правда, это противодействие татарскому языку выражено в своеобраз­ной форме, в малоуспешности по этому предмету.

Приносят я «бюрократизм». Может быть, это влияние среды или наслед­ственное, но дело не в предпосылках, а в существе фактов. Например, председа­тель культкомиссии самоуправления на предложение пионерского форпоста приступить к организации досуга, ответил классически:

— Подайте заявление, а там разберем...

Кстати о самоуправлении. Небрежное отношение к самоуправлению коллектива дошло до того, что на последних выбо­рах исполкома были выдвинуты и прота­щены заведомо непригодные кандидатуры («так, шутки ради»), несмотря на убедительные отводы.

И исполком работает "так, шутки ради"...

Так в новые меха попало старое вино.

Но на это вино теперь потребителя нет. Оно уже негодно и его нужно вы­лить вон. Юниус.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости