ТЕАТР
«Принцесса Турандонт»
Очередной премьерой Большого театра была трагикомедия Карла Готцци—»Принцесса Турандот".
К. Готцци — итальянский драматург-поэт (1722-1806 г.), впервые ввел новый тип пьес, именуя их — баснями.
Они выражали собой накопление балаганных я романтических мотивов, для чего одновременно довольно утрированно, пользовал он «стоячие маски» старого театра и сказочно- волшебные подробности с густой лирикой.
Все эти представления приближались к пантомимам и балету. При своей твердой к их автору полемической тенденции, они всегда полно приправлялись злободневной интермедией (междудействием) и насыщались видоизменяемыми и, обличающими вставками.
К разряду таких басен следует отнести и «Принцессу Турандонт".
Все зрелище у Готцци проходило под знаком большого нажима, недостаток культуры часто отягощал спектакль или низводил его до незатейливого вкуса уличного зрителя.
Изящество и тонкость без глубокого мазка, без пошловатого выкрика - не свойственны этому театральному мастеру. Как характерную для Готцци оценку, можно привести выдержку из критической статьи итальянца Угони: ..«Готцци обладал огромным талантом и фантазией, но при недостатке образования, он своими произведениями понижал умственное развитие зрителей, запечатлевая в них принципы обскурантизма»..
Для нас Готцци представляет интерес чисто историко-литературный.
«Принцесса Турандот", одна из лучших его пьес, была покапана впервые в 1761 году и прошла с огромным успехом.
На сцене Казанского театра постановщиком Л. Ф Лазаревым «Принцесса Турандот» проведена под знаком реставрации представлений XVШ столетия.
Все маски старинного театра мастерски проработаны режиссером. При строгом равновесии, свойственном Л Ф Лазареву, традиционные ноты итальянской трагикомедии были связаны с яркой современностью, что совершенно не убивало «исторического лица» спектакля.
Введенный литматериал по своей «кряжистой» клоунаде хорошо вяжется с пьесой.
Внешнее оформление спектакля по принципу полнейшего слияния театральной красивости, условности и фееричности радует своей зрелищной нарядностью.
Разыгран спектакль дружно и крепко. Интересно подали и умно подчеркнули свою театральность С.М. Нижняя — Турандот, Е.В. Чераик — Адельма и С.И. Днепров— Калаф.
В интермедиях привлекали внимание остро подчеркнугой клоунадой А.В. Емельявов— Труфаьдин, и А. Ф. Мазаев—Брагелла.
Ярким пятном спектакля были слуги просцениума Б. Е. Баратова и Н.Н. Волков, которые с редкой приятностью заполняли довольно продолжительные паузы.
Давид Виленский.
Директор Большого гоотеатра имена А.В. Луначарского
М.Ц. Сахновский получил предложение принять на себя организацию русской драммы на предстоящий знаний сезон в г. Харькове, в театре им. Шевчевко (б. Мусури) и от Уралпосредрабаса в г. Свердловске.
Э. М Болгарская — заслуженнаяая артистка театров СССР.
27-го декабря в Татарском государственном театре состоялось чествование артистка Э.М. Болгарской, по поводу присвоения ей, на основании постановления Наркомпроса СССP и ЦК рабиса, звания заслуженной артистки театров СССР.
Э.М. Болгарская — дочь крестьянина-батрака деревни Бишалай, Тетюшского кантова. Всю свою энергию Э.М. отдала работе по культурному раскрепощению трудящихся татар.
Во время гражданской войны Э.М Болгарская работала в воинских частях, среди татар- «красноармейцев».
В честь Э. М. Болгарской Татарский гостеатр 27-го декабря поставил новую пьесу Т. Рахманкулова «Убкыа» (Обрыв).