Рабочий Карл Шульц и графиня фон-Ботмер (Зарисовки германского быта)
Что общего между рабочим Карлом Шульцем и графиней фон Ботмер? Конечно, ничего общего! Они встретились в коридоре берлинского окружного суда – вот и все. Карла высадили конвойные.
Графиня была вся в черном. «Мелодичное шуршание шелков сливалось с тончайшим ароматом духов». Извините, эта последняя фраза взята мною целиком из судебного отчета, напечатанного в «Берлинской Полуденной Газете». Графиня вскинула лорнет, взглянула на бедного, с’ежившегося Карла, презрительно – он действительно был в эту минуту жалок – чуть-чуть искривила губы и прошептала:
- Фи!
Вот и все. Этим ,,фи” исчерпываются в сущности все взаимоотношению между рабочим Шульцем и графиней фон Ботмер.
Но из того факта, что они встретились в коридоре берлинского окружного суда, вы можете сделать вывод, что в германской империи все граждане равны перед законом: в одном и том же суде рабочий, который украл, и графиня, которая украла.
Дело Карла Шульца простое, ясное, скучное. Он украл хлеб в булочной. В качестве свидетелей фигурировали: хозяйка булочной – угловатая, беззубая, крикливая старуха и ее муж. Из показаний хозяйки ничего толком понять нельзя было, но судья отнесся к ней с уважением по двум причинам: во-первых, она – собственница, у нее свое предприятие, своя торговля, во-вторых, - она заявила на суде, что она монархистка и горой стоит за кайзера, из чего судья заключил, что она не врет.
Второй свидетель был робкий, запуганный, заикающийся маленький старичок, исполнявший при хозяйке обязанности мужа, лакея, собачки. Он не видел, как Карл Шульц украл хлеб, - напротив, он видел как Карл Шульц попросил хлеба. Да, он попросил, - он сказал: для детей, для маленьких детей… Но моя супруга выгнала его…
Судья приговорил Карла Шульца к одному году тюрьмы и при этом произнес назидательную речь, от которой хозяйка булочной даже прослезилась. Я не буду приводить всю речь целиком, изложу только ее основную мысль:
«Рабочий есть представитель низших слоев общества, - это общеизвестно. Собственность гарантирует честность, но у рабочего нет собственности. Поэтому суд должен относиться к рабочему не совсем так (мягко выражаясь), как он относится к представителям других классов общества. Это ясно. Однако, (тут судья эффектно выдержал паузу), - однако, все что я говорю, относится к рабочему, который работает, а рабочий, который не работает, становится еще на одну ступеньку ниже, - он уже не представитель низших слоев общества, а еще ниже, - он уже поддонок общества. Ибо, как всем ясно, рабочий, который не работает, есть бродяга, этот факт уже сам по себе – преступление».
Карл Шульц в своем последнем слове сказал, что он уже давно без работы, что у него жена и трое маленьких детей, что он вовсе не украл хлеба, а он зашел в булочную и попросил черствого, старого хлеба, обрезков, - эти обрезки все равно выбрасываются. Хозяйка его прогнала, и он ушел. И больше ничего…
- Хмм.. – иронически сказал судья. – И больше ничего?
Когда Карла вывели в коридор, он сказал шепотом конвойному:
- Теперь мои дети наверное умрут с голоду.
Конвойный ничего не ответил. Карл Шульц заплакал. В это время как раз вошла графиня фон Ботмер.
Дело графини фон Ботмер гораздо сложнее, гораздо, гораздо интереснее, - какое сравнение! Графиня фот Ботмер украла бриллиантовое колье. Это было еще в прошлом году. Ее судили, и она тогда вызывающе призналась:
- Да, я украла бриллиантовое колье!
Ее приговорили к году тюрьмы. Но, конечно, она в тюрьме не сидела. Она сейчас же после суда уехала в Париж, потом она была в Ницце и в Монте-Карло. Потом вернулась в Берлин – и вот теперь ее снова судят.
Суд над графиней фон Ботмер – в роде театрального зрелища, в роде фешенебельной оперетки. Вход строго по билетам. Билеты дорогие. В первых рядах – исключительно титулованные особы. Говорят, тут присутствует один из принцев крови. Свидетели – бывшие и настоящие любовники графини – восемь дворян и один банкир и бывшие и настоящие ее соперницы. На графиню устремлены сотни биноклей. Графиня – героиня, и она это знает. Она мастерски играет свою роль.
Графиня фон Ботмер с полной откровенностью рассказывает о своих любовных приключениях. Это – помилуйте, это в ее же интересах. Она на этом делает себе имя. Она на этом делает себе карьеру. Она знает, что тут, в зале, в публике, сидят будущие ее любовники. Всякому нажившемуся на войне и инфляции, разжиревшему хану (так она мысленно называет их – своих будущих любовников) лестно быть содержателем бывшей содержанки герцога де-ля-Фруа. И в глубине души она благодарна суду. Он рекламирует ее.
Графиня фон Ботмер – героиня, ею восхищаются. Вот женщина, которая дерзает! Для нее нет законов! Она бросает вызов!.. А какие у ней туалеты! Ах, какие у нее туалеты!..
- А скажите, ваше сиятельство, - спрашивает судья, - вы признаете себя виновной в краже бриллиантового колье?
Она снова бросает вызов.
- Да, конечно, - отвечает она мелодичным своим голосом, восхитительно улыбаясь. – Да, конечно, я украла колье.
Графиня фон Ботмер снова приговорена к году тюрьмы, но она на свободе, она снова едет в Париж. И на этом мое повествование кончается. Я выводов не делаю. А если вы хотите поразмыслить насчет равенства граждан перед судом страны, где у власти меньшевики вкупе с буржуазией – пожалуйста!
А.Меньшой.