Для выяснения вопроса о том, как продвигаются товары из города к деревенскому потребителю, НКВнуторг совместно с РКИ произвел обследования Арского отделения Татторга, Татсоюза, Селькредпромсоюза и низовых потреб. обществ.
Это обследование вскрыло целый ряд ненормальностей в работе наших торговых органов и кооперации.
К этим недостаткам, прежде всего, относятся чрезмерные наценки на товар, допускаемые со стороны торговых органов.
Основным предметом, на который накладывается наценка, является мануфактура, как товар более ходовый и в котором рынок переживает большую нужду.
Вторым «грехом» в деятельности наших торгующих органов следует считать общение с частным капиталом.
Приведем несколько данных.
При обследовании отделения Татторга было обнаружено, что оно допускает совершенно произвольные наценки, благодаря чему цена одного метра мануфактуры повышается в среднем на 35 проц., но в отдельных случаях оно доходит до более высоких наценок. К примеру: ситец № 5 при цене прейскуранта в 31 к. и себестоимости в 35 коп., продается по 45 копеек и т.д.
Мы имеем здесь наценку к себестоимости равную 28 проц., а наценка к прейскурантной цене достигает уже 45 проц.
Рядом с отделением Татторга можно поставить и отделение Селькредпромсоюза и Арское П.О. «Смычка».
Характерно, что все это делается не во имя покрытия высоких накладных расходов, а просто без всяких на то оснований, чисто произвольно, ради торгашеской прибыли или, как теперь на коммерческом жаргоне принято употреблять: «ради оздоровления своего баланса».
В этом нас убеждает заключение ревизионной комиссии Татторга, которая в своем акте фиксирует: « В среднем наценки 16,05 проц. Все же очень велики. Но отделение вынуждено это делать по очень существенным причинам, а именно: торговые расходы отделения составляют 10 проц. с суммы всего проданного товара, таким образом, у него на предпринимательскую прибыль, на кражи, на недостачи товаров остается всего 6,5 проц., что является немного. Если же принять во внимание целый ряд растрат, имевших место в отделении, в продолжении этого года, то это является и совсем скромным».
Приходится, конечно, удивляться такому «мудрому» заключению ревизионной комиссии, которая своим актом узаконивает растраты и кражи, благодаря которым впоследствии делаются большие наценки и от которого, конечно, в первую голову страдает потребитель.
Отделение Татторга за последние 3 месяца (август, сентябрь и октябрь) пустило в оптовую продажу разной мануфактуры всего на сумму 18330 руб., из которых частным торговцам было отпущено на 11700 руб., а кооперации на 6630 рублей.
Из сравнения этих цифр можно видеть, что преимущество падает на сторону частного торговца и в процентном отношении частные торговцы получают на 85 проц. больше, чем кооперативные об’единения.
Следует, однако, заметить, что это проделывается в тот момент, когда деревня переживает острую нужду в мануфактуре, низовая кооперация за недостатком мануфактуры не может удовлетворять потребности деревни, забота о частном торговце доходит и до того, что мануфактура отпускается даже в кредит на 15 дней.
Посмотрим теперь, по каким наценкам товар доходит до самого потребителя.
В ревизионном акте Татторга имеется указание, что «Смычка» (Гарпо в Арске) – продает свои товары, особенно мануфактуру, на 10-15 к. метр дороже»… Таким образом, следует признать, что если отделение Татторга на метр накидывает 10-15 к. и на этот товар «Смычка» накидывает еще 10-15 к., то получается, что наценка достигает 20-30 к. или же 90-100 проц.
Благодаря безобразно высоким наценкам и вообще благодаря спекулятивному уклону, который является основной характерной чертой в деятельности «Смычки», она достигла колоссальных коммерческих «успехов». Ее месячный оборот в среднем равен 20 000 рублей, при чем за последние месяцы обороты достигают 50 000 руб.
«К началу 1924-25 отчетного года кооператив имел 1500 руб., образованные исключительно из прибылей; паевого капитала только 4 руб. К 1/X – 25г. чистой прибыли по заключительному балансу свыше 17 000 р.
Оборотный капитал в 1500 руб. к началу года превращается в 18 500 руб., что дает увеличение оборотного капитала в 12 раз.
Для определения наценок «Смычки» приведем несколько данных:
«Смычка» перекупила мануфактуру в отделении Селькредпромсоюза с наценкой правления 13 проц. – 30 проц. отделения. «Смычка» прибавила 23 проц. и это в итоге дает 66 проц. наценки. 66 проц. наценки – это в среднем. Если же это взять в отдельности по сортам, то она достигает 100 и более.
Что касается прохождения товаров непосредственно в сельские кооперативы, то и здесь дело обстоит неблагополучно.
Так, например, Чупчугинское ЕПО получает мануфактуру непосредственно у Татсоюза и накидывает 39,5 % в среднем.
Как видно отсюда, товар непосредственно потребителю попадает с колоссальной наценкой, и вздорожание товара, пока он доберется до деревни происходит почти вдвое.
Такое же положение обследование встретило и в Князь-Камаевском (Тукаевской вол.) ЕПО, где на купленную мануфактуру у Арского отделения Селькредпромсоюза с наценкой 43 проц. накидывали еще 20 проц. и таким образом общая наценка в среднем достигает 63 проц.
Ажиотаж в равной мере распространяется и на другие товары (кровельное железо и оконное стекло), спрос на которые большой, но эти товары почти отсутствуют на рынке. Наши кооперативные и торговые органы почти не торгуют этими товарами в силу чего деревенская кооперация эти товары вынуждена приобретать у частных торговцев за бешеные цены.
Чепчугинское ПО покупает у бр. Козочкиных за 60 руб. 1/2 ящика оконного стекла 3 сорта и продает его за 75 руб.
Тогда как это же стекло у Силикаттреста продается по 47 руб. 50 коп. за ящик. Но Силикаттрест названному кооперативу товар не отпустил.
Такое же положение и с кровельным железом, которого на рынке также нет.
Вот те данные, которые говорят, что вопрос о прохождении товаров в деревню обстоит неблагополучно.
Для того, чтобы пресечь указанные произвольные и ничем не оправдываемые наценки на товары, необходимо, чтобы каждый заинтересованный орган вплотную подошел к этому вопросу и направил все свои усилия к ликвидации этого безобразия.
И. Бурнашев