ТЕАТР 03.09.2013

Пьеса Микитенко посвящена ка­драм, тому новому поколению со­ветских специалистов, которые в сотнях вузов, втузов и техни­кумов штурмуют сегодня „пере­копы” науки, чтобы завтра стать инженерами, агрономами, врача­ми, научными работниками.

Страна строящегося социализ­ма властно дала заявку на проле­тарские кадры. И из древних бе­зыменных деревушек, из только что родившихся колхозов, из шахт, сотрудников, с заводов, фа­брик выступили тысячные отря­ды рабочей и бедняцкой молоде­жи на новый фронт, бросились в бои за овладение синусами и ко­синусами, механикой, физикой, экономикой.

Вуз— тоже фронт. Борьба упор­на и сурова. Нужно биться с раз­лагающим влиянием не вытравленного еще мещанства, отвоевать в среде профессуры наиболее чест­ных и искренних, и изгнать реак­ционеров. Сорвать личину, разо­блачить классового врага, про­лезшего в высшую школу. Не спасовать перед бесчисленными трудностями, не впадать в пани­ку из-за бытовых неполадок.

Молодое, бодрое, классово-стой­кое побеждает. Перекоп взят. Мо­лодые специалисты идут на стройку, на родной завод, на шахту. Их место заступает сле­дующее поколение...

Для Казани, как города с боль­шим количеством высших учеб­ных заведений, готовящих к тому же национальные кадры специа­листов, пьеса Микитенко приобре­тает исключительную значимость и интерес. В этом ее достоинство.

Есть у пьесы и большой минус. При своей политической зао­стренности, она чрезмерно рас­тянута и от оперативного вме­шательства режиссера только выиграет. В свое время на рас­тянутость пьесы указывалось московской прессой. Но, очевидно, авторитет автора для „Красного факела" оказался выше общест­венного мнения, и на нашей сце­не пьеса идет с очень незначи­тельными купюрами. Право же,

напрасно. Ну, что дает, например, сцена в больнице? Зачем хороший, крепкий парень Тереньтий обяза­тельно должен „мелодрамати­чески" умереть? Зачем беспри­зорнику Котьке мечтательно де­кламировать о корабельных огонь­ках и тихоокеанских бравых ка­питанах? Никто не собирается выжигать „каленым утюгом" ли­рику, но протестовать против фальшивой театрализованности надо.

Еще о режиссерской работе Нелли-Влада. Хорошая пьеса в конце-то концов не оказывает на зрителя того воздействия, какого надо было бы ждать. Как-то сухо, схематично она подана. Без юно­го темперамента, без задора. Усу­губляется это еще отсутствием темпа. Действие развертывается вяло, лениво.

Не запоминается на этот раз и оформление художника Распопова, прекрасно показавшего себя в пьесе „На крови". Более или ме­нее свежо выглядят разве лишь сцены вокзала и „квартиры" бес­призорников. Потерял свою ори­гинальность из-за частой повто­ряемости и прием наклонной по­дачи сценической площадки.

Молодежный спектакль в основ­ном ведет молодежь, что прихо­дится только приветствовать. Но от большой и внимательной ре­жиссерской работы над ней это обстоятельство отнюдь не освобо­ждает, а, наоборот, еще больше обязывает. Актерское исполнение крайне неровно. Многие роли не проработаны. Студенческая масса, за небольшими исключениями, однообразна, характеры и инди­видуальности не выявлены. Од­нако, некоторые исполнители за­служивают быть отмеченными осо­бо. Очень крепко, хорошо исполняет роль беспризорника Коти молодой актер Соколов. Он, пожалуй, дает наиболее яркий, законченный ти­паж. Нужно также отметить и удачных исполнителей Тереня (Корн) и Работягу (Шейнин).

Из „стариков" необходимо вы­делить в первую голову Веселова (Шкиндер), Нечаева (Смола) и Деридаля (Антонио). Никак не подходит роль работницы Елены ак­трисе Гончаровой. Она напоминает скорее тип прежней студентки разночинца, чем вузовку - шах­терку

Постановка „Светите звезды"— незаконченная работа и в смысле текста и в смысле формы его по­дачи.

Н. Руднев.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости