В конце прошлогодней навигаций на Казанских пристанях образовался прорыв: грунты мешков росли с каждым днем, а людей не хватало. Штат грузчиков не успевал перебросить эти десятки и сотни тысяч центнеров груза. Ломались планы отгрузки и расписания пароходов, задерживались баржи, перегружались дебаркадеры.
В конце октября десятка полтора грузчиков 4 и 6 бригады объединились в особую, не нумерованную бригаду и объявили себя ударниками.
В ударной бригаде совершенно не стало прогулов, резко повысилась производительность труда. Те же самые люди, которые две недели назад воевали за дневное дежурство, спорили из-за расценок, матерно ругались из-за часов работы—теперь спорили между собой—как бы лучше и больше сработать, как бы улучшить показатели своей коллективной работы.
Но, среди рабочих нашлись такие (правда, их оказалось немного), которые считали, что ударники „отбивают у остальных хлеб". К этой категории людей и принадлежали грузчики Евдоким Шайтанов, Александр Матюшин и Максим Игнатьев.
Они бросали ударникам под ноги камни, палки, целые бревна... „Нечаянно" упускали из рук тяжелые бочки и те, стремительно катясь вниз по мосткам, сбивали с ног ударников... Поднимаясь, сбросив груз, по узкой лестнице трюма, они не уступали ударникам дороги и те, натужно кряхтя, минутами ждали, пока ретивых „друзей" не осаживал боцман.
Однажды приятели сделали попытку приклеить к ударникам ярлык „штрейхбрехеров" за то, что те во внеурочное время произвели погрузку парохода „Абхазия".
В другой раз стычка произошла на производственном собрании. Обсуждался вопрос о прогулах, о пьянстве, о нарушении труддисцип-лины о том, что с каждым днем понижало производительность труда погрузочных бригад.
Выступили и ударники.
- Так не годится, товарищи... Шестая бригада, например, за последние дни норму выполняет только на 45—50 проц. Мы должны подтянуться… - заявил ударник Тулаев.
- Долой! Ишь, учителя нашлись… - заорали «друзья».
Производственное собрание было сорвано, а вечером Тулаеву пришлось прятаться, т.к. «друзья» пообещали устроить «темную».
… Приятели просчитались: ударная бригада не только не развалилась, но и росла с каждым днем, впитывая в себя все новые и новые десятки энтузиастов. А Шайтанову, Игнатьеву и Матюшину пришлось сесть на скамью подсудимых.
За попытку дискредитировать и сорвать ударничество, за угрозы и оскорбления ударников Шайтанов приговорен Главсудом ТР к I г. принуд. работ и 3 г. высылки из пределов ТР, Игнатьев—к 1 г. принуд. работ и 5 г. высылки, Матюшин—к 6 мес. Принуд. работ.
Решение суда приветствовали не только ударники, но и те грузчики, которые по несознательности иногда поддакивали хулиганам и срывщикам соцсоревнования.
С. С.