СТИРАЮТСЯ ГРАНИ НЕРАВЕНСТВА

Теперь уже нет двух мнении о том, исчерпывает ли коллективиза­ция сельского хозяйства вопрос о неравенстве хозяйственного уровня крестьянства различных националь­ностей. Можно насчитать десятки татарских и нацменских колхозов, еще не совсем машинизиро-ванных, даже не до конца правильно орга­низовавших труд, однако давших показатели, в несколько раз превы­шающие показатели русских еди­ноличных хозяйств.

Вследствие религиозных и бытовых традиций женщина-татарка не участвовала во многих основных процессах сельскохозяйственного

производства. Татарка не пахала, не боронила, не косила, не принимала участия в значительном количестве поддсобных работ. Огородничество, садоводство, обработка техниче­ских культур, требующие преиму­щественно женского труда, отсутствовали в татарском хозяйстве. Мелкое животноводство и птицеводство, также поглощающее глав­ным образом женский труд, были представлены в татарском хозяй­стве в весьма ограниченном виде и были сугубо подсобными, потреби­тельскими.

Вот почему крестьянка-татарка была в узком смысле слова домаш­ней хозяйкой. Если русская крестьянка, кроме работы на огороде, об­работки технических культур и ухода за мелким скотом, — пахала, боронила, косила и полола, то татарка -крестьянка сидела дома.

Колхоз разрешает эту проблему до конца. Введение корнеплодов, технических культур, необходи­мость полки, поливки, окучки их, введение обобщественного стада молочного и мелкого скота, практи­ка промышленного птицеводства— властно требуют участия женщины - татарки в производстве.

Машинизация коллективного сель­ского хозяйства делает татарку рав­ноправной в труде с мужчиной. Трактор, машинная жатка, сеялка, молотилка — с корнем вырывают остатки вековых традиций.

Разъезжая по районам, в большин­стве колхозов я наблюдал проблему участия татарки в производстве или уже разрешенной, или на пути к разрешению. Колхоз «Динамо» в деревне Бол. Карамалы, Тетюшско­го района, нельзя считать передо­вым. Он средний. Но на примере этого колхоза можно продемонст­рировать участие татарки в произ­водстве. Начиная с весеннего сева и кончая обмолотом яровых, все виды работы потребовали 3.500 трудодней. Из них работы, требую­щие исключительно мужского труда —1.138 трудодней, или 23 проц., ис­ключительно женского труда — 1.030 трудодней, или 21 проц., а ос­тальные 56 проц, работ требовали смешанного труда. В результате, все трудодни делятся на две части с превышением в пользу женщины. Такова картина почти во всех кол­хозах.

Говоря о женском труде, я уже перечислил значительное число фак­тов, стирающих разницу между хо­зяйственным уровнем различных национальностей. Огородничество, садоводство, технические культуры, обобществленное животноводство— это такие факторы, которые в течение одного-двух лет ликвидируют отсталость хозяйства. Мы приступили к плановому проведению на­ционального вопроса в сельском хо­зяйства. Директива объединённого пленума 0К и ОКК определенно отражается в посевных планах и планах коллективизации.

Ход коллективизации в Камско- Устьинском районе, например, дает такую картину претворения в жизнь решений пленума: к I октя­бря русское крестьянское хозяй­ство района было коллективизировано на 9,7 проц, к числу русских, а татарское — на 7,3 к числу татар­ских хозяйств. К 15 декабря картина изменилась: коллективизированы русские на 10,1 проц., а татарские — на 10,6 проц. Темп коллективизации татарских хозяйств в три раза вы­ше русских.

Камско-Устьинский район — са­довоогородный, но основная масса промышленных садов и огородов сосредоточена преимущественно в русских селениях. Вот почему даль­нейшее расширение площадей под садами предусматривается планом в татарских колхозах, а процент расширения площади огородов в та­тарских селениях в несколько раз выше русских.

Стопроцентный переход на мно­гополье, само по себе уже говорит, что разница между хозяйствами отдельных национальностей окон­чательно стирается. Многополье несет с собой целый ряд ценных культур, отсутствие которых дела­ло татарское хозяйство отсталым. Четырехполье тянет за собой и раз­множение обобществлённого стада.

План весеннего сева по Тетюш­скому району характерен в смысле подтягивания хозяйств отсталых на­циональностей. Площадь под пшеницей в чувашских хозяйствах возрастает на 350 проц., в татар­ских на 600 проц., у мордвы на 1000 проц.

Однако, было бы неправильным успокаивать себя и не видеть про­махов в проведении национальной политики в деревне, не видеть без­душного отношения к росткам но­вого. Таких примеров много. До­вольно слабо отражает националь­ную политику Тетюшская машино- тракторная станция, которая по мо­тивам отсутствия дорог не включи­ла в свой участок ни одно татар­ское и нацменское село. Разрабо­танный Лайшевским райзо план ве­сенней посевной кампании ни в ка­кой степени не учитывал националь­ных моментов. Из этого плана со­вершенно нельзя было установить, будет или не будет привито луко­водство в татарских селениях, до­вольно сильно распространенное в Лаишевском районе и имеющее все почвенные данные для развития в татарских селениях; будет или нет расширение льна в татарских селе­ниях, имеющих достаточно земель, заливаемых весенним половодьем и годных для культивирования льна.

К сожалению, вопросом женского труда в татарском хозяйстве никто не занижается, нигде и никто его не изучает, не направляет, не руко­водит. Женработа не перестроена лицом к новым задачам. Массовой разъяснительной работы нет. В от­дельных колхозах косность и вли­яние мулл мешают женскому тру­ду завоевать права гражданства. В колхозе «Кама», например, не­смотря на то, что на 30 хозяйств всего лишь 4 взрослых рабочих-- мужчин, женщины от многих работ отказались. С ними никто и ни о чем не говорил. В отдельных случа­ях женщина в колхозе за одинако­вый труд получает более низкую плату.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости