„В стране 6езграмотной построить коммунистическое общество нельзя...безграмотный человек стоит вне политики... надо добиться того, чтобы умение читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это умение читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства",—эти слова Владимира Ильича не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день.
Более того—именно сейчас, в реконструктивный период, проблема культурной революции выдвигается с особой остротой. На фронте культуры борьба носит такой же ожесточенный характер, как и на других участках социалистического наступления. И темпы этой борьбы должны целиком соответствовать темпам осуществления задач, поставленных пятилетним планом социалистического строительства, при чем „проведение всеобщего, обязательного первоначального обучения и ликвидация неграмотности должно стать боевой задачей партии в ближайший период. (из постановления XVI партийного с‘езда).
В самом деле—охват начальным обучением детей в первом году пятилетки составлял по ТР всего лишь 56,2 проц., а во втором—61,5 проц. Ликвидацией неграмотности в первом году было означено 50.000 человек, во втором—149.000. Это—при наличии свыше полмиллиона неграмотных в возрасте от 15 до 50 лет! Если бы мы продолжали двигаться такими шагами, то дело вооружение масс культурой, обеспечивающего практическое участие миллионов в строительстве, затянулось бы на долгие годы. Нужен подлинно-революционный удар по бескультурью, подлинно большевистский темп.
1931 г. в историю культурной революции ТР войдет как год великого перелома. В этом году Татария приступила не только к всеобщему начальному обучению и ликвидации неграмотности среди взрослых, она уже в январе наносит сокрушительный удар по арабизму—завершается переход всей печати на яналиф, развертывается массовое переобучение трудящихся татар на новый алфавит.
Сейчас уже не приходится убеждать трудящихся в необходимости культуры. Массы прекрасно усвоили этот один из важнейших заветов Ленина. Сейчас нужно, главным образом, организовывать массы вокруг практического разрешения конкретных культурных задач—по всеобучу, ликбезу, политехнизации, политическому просвещению. И там, где эта организация поставлена полно и умело, где вопросы культурной революции политически насыщены, где всем попыткам кулачества вредить—на этом участке дается жестский отпор, там мы выходим с огромными плюсами: беднота и среднее крестьянство по собственной инициативе открывают школы, избы-читальни, ликпункты, борются за установку радио, кино и всячески поддерживает все эти мероприятия материально.
„Учитывая рост доходов в деревне в 1930 и в 1931 году и принимая во внимание необходимость укрепления районных и сельских бюджетов для хозяйственного и культурного подъема в деревне, а также, идя навстречу предложениям местных районных исполни-тельных комитетов и сельских советов, ЦИК и СНК ТР, в соответствие с постановлением союзного правительства, постановили:
- Провести в 1931 году в сельских местностях единовременный сбор, который полностью поступает в районные и сельские бюджеты и расходуется исключительно на нужды хозяйственного и культурного строительства деревни.
Это постановление имеет крупнейшее политическое и практическое значение. Полной реализации его в установленные сроки (5 февраля—50 проц. сбора, 5 марта— остальные, для кулацких хозяйств и имеющих нетрудовые доходы срок один: 1 февраля 1931 года) должны безусловно добиться партийные организации, советские органы, работники культуры. Сейчас же необходимо развернуть широкую, массовую работу, разъяснив всем колхозникам, всему бедняцко - середняцкому активу глубоко-классовый принцип единовременного сбора, предупреждая малейшее недообложение кулацких хозяйств и сурово подавляя всякие враждебные попытки классового врага.
Мобилизуя партийные, комсомольские и все общественные силы на фронт культуры, как на величайшее классовое дело, мы добьемся того революционного размаха в борьбе за культуру, какого требуют общие задачи партии. Тогда не будет страны безграмотных, тогда крестьянин- колхозник сможет применить умение читать и писать к улучшению своего (уже обобществленного) хозяйства и своего государства.