«Болото» = Кагl Каutsку, Hulsmans etc.
Значительные различия между Плехановым, Нajdmann, Неine и Кагl Каutsку, Vanderveldе еtс 2 "оттенка".
Эклектика вместо диалектики.
„Среднее”: „примирение" крайностей, отсутствие ясного, определенного, резкого вывода, шатания.
Примирение и притупление классовых понятий на слезах при их обострении на деле.
Примирение с оппортунизмом.
Затушевывание теоретически и практически политической пропасти с оппортунизмом.
Отречение (ренегатство) от точки зрения Weg zur Macht и от революционной сути (и революционной тактики) Базельского манифеста.
Различие понятий „марксистский центр", самостоятельная политика, самостоятельные идеи, самостоятельная теория и „болото" (шатания, беспринципность).
Не отрицание легальной деятельности и борьбы за реформы должно быть сутью «борьбы с болотом», а вышеуказанное признание революционной деятельности.
Возможность слияния социализма и синдикализма при делении по новой и более глубокой линии.
Парламентаризм и иное понятие о нем. «Нелегальный парламентаризм».
***
Публикуя этот набросок Ленина «Большевик» сопровождает его такими комментариями:
Публикуемый набросок Ленина «Наша борьба против «болота» представляет большой интерес.
Этот набросок взят из ленинских тетрадей по империализму (подготовляемых Институтом Ленина к опубликованию в одном из ленинских сборников), содержащих подготовительные работы к одному из важнейших произведений Ленина — «Империализм как высшая стадия капитализма», написанного в январе - июле 1916 года.
Публикуемый набросок написан, очевидно, в конце 1915 года. На первой странице тетради, содержащей этот документ, в составленном Владимиром Ильичем перечне содержания тетради указано: наброски к статье о борьбе с «болотом» заметки о каутскианстве). Публикуемый документ представляет предварительный план специальной статьи против каутскианства. Эта статья Лениным написана не была, но основные мысли, данные в «наброске», развиты в многочисленных работах в 1915-1817 гг. (см.сбор. соч., тт. XVIII и XIX, изд. 2-ое а 3-е). Особенно подробно Ленин останавливается на этих вопросах в брошюре «Социализм и война» и статье «Крах II Интернационала».
Борясь со свойственной ему беспощадностью и силой с проявлениями оппортунизма, столь пышно расцветшего во время империалистической войны, Ленин уделяет особое внимание Каутскому и каутскианству — вредной разновидности оппортунистического болота, представляющей особый «оттенок», социал-шовинизма. Если такие люда, как Плеханов, Гайдман, Гейне и др., не говоря уже о Зюдекумах со всей откровенностью встали на путь социал-шовинизма, открыто сомкнувшись со «своей» буржуазией, то Каутский и ему подобные пытались прикрыть предательство, примирить противоречия. Но, при различиях между этим «оттенками» предательства Ленин четко вскрывает их общую природу: «К социал-шовинизму «принадлежат как те, которые оправдывают и прикрашивают правительства и буржуазию одной из воюющих групп держав, так и те, кто, подобно Каутскому, признает одинаковое право социалистов во всех воюющих державах «защищать отечество». (Т. XVIII, стр. 199).
Мало того, Ленин со всей решительностью вскрывал действительную роль «признанного авторитета» II Интернационала: «Похоже на то, что средней линией всего «брюссельского блока» гг. ликвидаторов с Алексинским и Плехановым будет приспособление к Каутскому, который теперь вреднее всех. До того опасна и подла его софистика, прикрывающая самыми гладкими и прилизанными фразами пакости оппортунистов. Оппортунисты — зло явное. «Центр» немецкий с Каутским во главе — зло прикрытое, дипломатически подкрашенное, засоряющее глаза, ум и совесть рабочих опаснее всего более». (Т. XVIII, стр. 54).
Основное в каутскианстве эклектика вместо диалектики, «примирение» и «притупление» классовых противоречии на словах, в то время, как на деле они резко растут. Все это прикрывается самой беспринципной софистикой, бесконечными шатаниями, расплывчатостью и постоянным стремлением смазать все острые углы, «примирить» крайности — для защиты оппортунизма, для прикрытия его отвратительной наготы.
У Каутского «диалектика превращается в самую подлую, самую низменную софистику».
Эклектически «примиряя» (на словам) непрерывно растущие, обостряющиеся до последней степени, в условиях империализма противоречия, Каутский создал «теорию» «ультраимпериализма» и, оправдывая на деле империалистическую войну, выдумывает такие формы мирного развития, «которое налагают на трудящиеся массы меньше всего страданий и жертв».
Ленин следующим образом характеризует эти «рассуждения»: "Подай, господи. Господи, помилуй”.
- Что такое филистер? — спрашивал Лассаль — и отвечал известным изречением поэта: «Филистер есть пустая кишка, полная страха и надежды, что бог сжалится». «Каутский довел марксизм до величайшего проституирования, — продолжает Ленин, — превратился в настоящего попа. Поп уговаривает капиталистов перейти к мирной демократии и называет это диалектикой». (Т. XVIII, стр. 259).
Ленин доказывает, что каутскианцы на практике в отношении к войне и революции вполне совпадают с фабианцами, которых достаточно ярко характеризовал еще Энгельс: «Шайка карьеристов, достаточно рассудительных, чтобы понимать неизбежность социального переворота, но ни в коем случае не желающих доверить эту исполинскую работу исключительно незрелому пролетариату. Их основной принцип — страх перед революцией». (Письмо Энгельса к Зорге от 18 января 1893 года).
Основная цель всех ухищрений Каутского, пытающегося святым елеем лицемерного словоблудия «сгладить непримиримые противоречия и склеить распавшееся в прах здание II Интернационала на началах всеобщей амнистии социал- шовинистов всех стран, — прикрыть самый откровенный и грубый оппортунизм. А идейно-политическое содержание оппортунизма и социал-шовинизма одно — «сотрудничество классов, вместо борьбы их, отказ от революционных средств борьбы, помощь «своему» правительству в затруднительном его положении, вместо использования его затруднений для революции».
Каутский полностью отрекся от своей точки зрения, развиваемой в 1909 году в брошюре «Путь к власти», где он говорил о растущих
противоречиях капитализма и о неизбежности пролетарской революции.
Ленин со всей резкостью говорит об этом ренегатстве Каутского. В то же время, отмечая решительное отличие взглядов «военного» Каутского от тех революционных положений, которые он развивал в «Пути к власти», Ленин, вскрывает и в этом, наиболее революционном произведении старого Каутского некоторые своеобразные «особенности»:
«Итог: во время «революции», особенно о «политической революции», и ничего о конкретизации ее у Маркса и Энгельса в 1852, 1871, 1891 гг. Ничего о «разбитии», о «паразите-государстве», о замене парламентских учреждений работающими» (Ленинский сборник, том XIV, стр. 363). Анализируя работы Каутского «лучших времен» Ленин пишет: «Так подготовлял себе Каутский лазеечки. В 1910 году (2-я.половина) он уже повернул (на половину)».
Ленин резко подчеркивает ренегатство Каутского и каутскианцев, целиком изменивших «революционной сути» и революционной тактике манифеста Базельского конгресса II Интернационала.
Типичнейшей особенностью оппортунистического болота является выхолащивание революционной сути марксизма, его боевой действенности: «Из марксизма явными софизмами выхолащивают его революционную живую душу, в марксизме признают все, кроме революционных средств борьбы, проповеди и подготовки их, воспитания масс именно в этом направлении» (Ленин, сбор, соч., том XVIII, стр. 203).
Оппортунисты способны говорить о пролетариате и классовой борьбе только «вобче». Эти разговоры «вобче» должны прикрыть предательство оппортуниста. Они никогда не говорят о классовой борьбе конкретно — ведь конкретность означает борьбу за революцию.
Беспощадно разоблачая оппортунизм, до дна обнажая его буржуазную предательскую сущность, Ленин развертывает лозунги и программу практического революционного действия подлинного боевого пролетарского интернационализма: нелегальная организация, работа в войсках, поддержка и развитие всех «массовых действий» для борьбы: за превращение войны империалистической в гражданскую.
Характерной особенностью ленинского наброска является то, что сосредоточивая беспощадный, уничтожающий огонь на каутскианской разновидности оппортунизма, Ленин не забывает и «левого» фронта — анархиствующего мелко-буржуазного радикализма. Именно, поэтому, он подчеркивает, что «не отрицание легальной деятельности и борьбы за реформы должно быть сутью «борьбы с болотом», а выше- указанное признание революционной деятельности.
Здесь мы имеем продолжение той же линии, которую Ленин так последовательно и решительно проводил в эпоху реакции: борьба на два фронта — с ликвидаторством и с отзовизмом —ликвидаторством «слева».
Чрезвычайно характерно, что эта единственно верная, подлинно революционная, позиция борьбы на два фронта вызвала величайшую ярость со стороны представителей ликвидаторства справа и «слева» и оппортунистического центризма».
Ленин писал по этому поводу в 1910 г.: «Ничто не возбуждало на пленуме такого ярого — зачастую комического негодования, как мысль о «борьбе на два фронта». Одно упоминание об этом выводило из себя и впередовцев и меньшевиков». (Том XIV, стр. 305).
Упорнее всех боролся с этой формулой главный деятель болота оппортунистического примиренчества Троцкий, сколачивавший ноев ковчег августовского блока.
Роль Троцкого, прикрывавшего ликвидаторов, была подобна роли Каутского во время войны. И Ленин подчеркивает необходимость самой беспощадной борьбы с Троцким, который «на деле служит самую верную службу ликвидаторам и отзовистам», а потому является тем более опасным злом…, чем хитрее, изысканнее, фразистее оно прикрывается». (Том XIV, стр. 302). Троцкий опаснее открытых ликвидаторов, потому что бросает песок в глаза рабочим, прикрывая ликвидаторов и всемерно помогая им.
Принцип борьбы на два фронта Ленин проводит в период войны.
Особенное внимание Ленин уделяет вопросу сочетания нелегальной работы с революционным использованием легальных возможностей. Несмотря на исключительные условия военного времени, когда всюду бушевала, распоясавшаяся военщина, Ленин подчеркивает необходимость использования легальных возможностей, одновременно со всей решительностью настаивая на смелом всестороннем развертывании нелегальной работы, как решающем условии революционной работы партии.
Это подчеркивание Лениным необходимости революционного использования легальных возможностей, несомненно, связано с борьбой, которую он вел с «левой» группой Бухарина-Пятакова (см. Ленин — «О каррикатуре на марксизм», и об «империалистическом экономизме», а также материалы о борьбе «левой» группы Бухарина против Ленина в период войны).
Ленин говорит о «нелегальном парламентаризме». Он приводит в качестве образца мужественную борьбу большевистской фракции в IV Государственной Думе.
«Парламентаризм — парламентаризму рознь», — пишет Ленин. «Одни используют парламентскую арену, чтобы подслужиться к своим правительствам, или, в лучшем случае умыть руки, как фракция Чхеидзе. Другие используют парламентаризм, чтобы оставаться революционерами до конца, чтобы исполнить свой долг социалистов и интернационалистов и при самых трудных обстоятельствах. Парламентская деятельность одних, приводит их на министерские кресла, парламентская деятельность других, приводит их в тюрьму, в ссылку, на каторгу. Одни служат буржуазии, другие — пролетариату.
Одни — социал - империалисты, другие — революционные марксисты». (Том XVIII, стр. 212).
Ленин дает исключительно четкую формулу революционного использования легальных возможностей:
«То же самое относится к борьбе рабочего класса против буржуазии. Сегодня нет налицо революционной ситуации, нет условий для брожения в массах, для повышения их активности, сегодня тебе дают в руки избирательный бюллетень —. бери его, умей организоваться для того, чтобы бить им своих врагов, а не для того, чтобы проводить в парламент на теплые местечки людей, цепляющихся за кресло из боязни тюрьмы. Завтра у тебя отняли избирательный бюллетень, тебе дали в руки ружье и великолепную, по последнему «слову, машинной техники оборудованную скорострельную пушку, — бери эти орудия смерти и разрушения, не слушай сантиментальных нытиков, боящихся войны; на свете еще слишком много осталось такого, что должно быть уничтожено огнем и железом для освобождения рабочего класса, и, если в массах нарастает злоба и отчаяние, если налицо революционная ситуация, готовься создать новые организации и пустить в правительства и своей буржуазии», (Том XVIII, стр. 276).
Ленин со всей резкостью подчеркивает необходимость полного и бесповоротного организационного разрыва с оппортунизмом. «Оппортунизм «дозрел», довел до конца свою роль эмиссара буржуазии в рабочем движении». Но каутскианское болото, конечно, за сохранение «единства»,
«Рабочий класс не может осуществить своей всемирно-революционной роли, не ведя беспощадной войны с этим ренегатством, бесхарактерностью, прислужничеством оппортунизму и беспримерным теоретическим отношением марксизма. Каутскианство не случайность, а социальный продукт противоречий II Интернационала, соединения верности марксизму на словах и подчинения оппортунизму на деле». (Том XVIII, стр. 203).
Ленин борется за создание нового, подлинно боевого, подлинно революционного Интернационала. И он резко подчеркивает, что беспощадная борьба с каутскианством является «пробным камнем для всякого, интернационалиста».
Ленинский набросок статьи о каутскианстве показывает, как Ленин в борьбе с оппортунизмом вскрывал его самые глубокие социальные корна, беспощадно разоблачай его идеологию, его «теорию» и практику, его предательскую тактику подчинения буржуазии.
Сокрушительные удары ленинской критики со всей наглядностью показывают, как измена делу пролетариата на практике сочетается с ренегатством в области марксистской теории, и наоборот.
Подлинное единство революционной теории и практики является основой революционной борьбы пролетариата.