НАША БОРЬБА ПРОТИВ «БОЛОТА»

«Болото» = Кагl Каutsку, Hulsmans etc.

Значительные различия между Плехановым, Нajdmann, Неine и Кагl Каutsку, Vanderveldе еtс 2 "оттенка".

Эклектика вместо диалектики.

„Среднее”: „примирение" крайностей, отсутствие ясно­го, определенного, резкого вывода, шатания.

Примирение и притупление классовых понятий на слезах при их обострении на деле.

Примирение с оппортунизмом.

Затушевывание теоретически и практически политической про­пасти с оппортунизмом.

Отречение (ренегатство) от точ­ки зрения Weg zur Macht и от революционной сути (и революци­онной тактики) Базельского манифеста.

Различие понятий „марксист­ский центр", самостоятельная политика, самостоятельные идеи, самостоятельная теория и „болото" (шатания, беспринципность).

Не отрицание легальной деятель­ности и борьбы за реформы долж­но быть сутью «борьбы с болотом», а вышеуказанное признание рево­люционной деятельности.

Возможность слияния социализ­ма и синдикализма при делении по новой и более глубокой линии.

Парламентаризм и иное понятие о нем. «Нелегальный парламента­ризм».

***

Публикуя этот набросок Ленина «Большевик» сопровождает его та­кими комментариями:

Публикуемый набросок Ленина «Наша борьба против «болота» представляет большой интерес.

Этот набросок взят из ленинских тетрадей по империализму (подго­товляемых Институтом Ленина к опубликованию в одном из ленин­ских сборников), содержащих под­готовительные работы к одному из важнейших произведений Ленина — «Империализм как высшая ста­дия капитализма», написанного в январе - июле 1916 года.

Публикуемый набросок написан, очевидно, в конце 1915 года. На первой странице тетради, содержа­щей этот документ, в составленном Владимиром Ильичем перечне со­держания тетради указано: набро­ски к статье о борьбе с «болотом» заметки о каутскианстве). Пу­бликуемый документ представля­ет предварительный план специаль­ной статьи против каутскианства. Эта статья Лениным написана не была, но основные мысли, данные в «наброске», развиты в многочислен­ных работах в 1915-1817 гг. (см.сбор. соч., тт. XVIII и XIX, изд. 2-ое а 3-е). Особенно подробно Ленин останавливается на этих вопросах в брошюре «Социализм и война» и статье «Крах II Интернационала».

Борясь со свойственной ему беспощадностью и силой с проявлениями оппортунизма, столь пышно расцветшего во время империалистической войны, Ленин уделяет особое внимание Каутскому и ка­утскианству — вредной разновид­ности оппортунистического болота, представляющей особый «оттенок», социал-шовинизма. Если такие люда, как Плеханов, Гайдман, Гей­не и др., не говоря уже о Зюде­кумах со всей откровенностью встали на путь социал-шовинизма, открыто сомкнувшись со «своей» буржуазией, то Каутский и ему подобные пытались прикрыть предательство, примирить противоре­чия. Но, при различиях между этим «оттенками» предательства Ле­нин четко вскрывает их общую природу: «К социал-шовинизму «при­надлежат как те, которые оправды­вают и прикрашивают правитель­ства и буржуазию одной из вою­ющих групп держав, так и те, кто, подобно Каутскому, признает оди­наковое право социалистов во всех воюющих державах «защищать отечество». (Т. XVIII, стр. 199).

Мало того, Ленин со всей реши­тельностью вскрывал действитель­ную роль «признанного автори­тета» II Интернационала: «Похоже на то, что средней линией всего «брюссельского блока» гг. ликви­даторов с Алексинским и Плехановым будет приспособление к Ка­утскому, который теперь вреднее всех. До того опасна и подла его софистика, прикрывающая самыми гладкими и прилизанными фра­зами пакости оппортунистов. Оп­портунисты — зло явное. «Центр» немецкий с Каутским во главе — зло прикрытое, дипломатически подкрашенное, засоряющее глаза, ум и совесть рабочих опаснее все­го более». (Т. XVIII, стр. 54).

Основное в каутскианстве эк­лектика вместо диалектики, «при­мирение» и «притупление» классо­вых противоречии на словах, в то время, как на деле они резко ра­стут. Все это прикрывается самой беспринципной софистикой, беско­нечными шатаниями, расплывчато­стью и постоянным стремлением смазать все острые углы, «прими­рить» крайности — для защиты оп­портунизма, для прикрытия его от­вратительной наготы.

У Каутского «диалектика превра­щается в самую подлую, самую низменную софистику».

Эклектически «примиряя» (на словам) непрерывно растущие, обо­стряющиеся до последней степени, в условиях империализма противо­речия, Каутский создал «теорию» «ультраимпериализма» и, оправды­вая на деле империалистическую войну, выдумывает такие формы мирного развития, «которое нала­гают на трудящиеся массы меньше всего страданий и жертв».

Ленин следующим образом харак­теризует эти «рассуждения»: "По­дай, господи. Господи, помилуй”.

- Что такое филистер? — спрашивал Лассаль — и отвечал известным изречением поэта: «Филистер есть пустая кишка, полная страха и надежды, что бог сжалится». «Каутский довел марксизм до величайшего проституирования, — продолжает Ленин, — превратился в настояще­го попа. Поп уговаривает капитали­стов перейти к мирной демократии и называет это диалектикой». (Т. XVIII, стр. 259).

Ленин доказывает, что каутскиан­цы на практике в отношении к вой­не и революции вполне совпадают с фабианцами, которых достаточно ярко характеризовал еще Энгельс: «Шайка карьеристов, достаточно рассудительных, чтобы понимать неизбежность социального перево­рота, но ни в коем случае не же­лающих доверить эту исполинскую работу исключительно незрелому пролетариату. Их основной прин­цип — страх перед революцией». (Письмо Энгельса к Зорге от 18 ян­варя 1893 года).

Основная цель всех ухищрений Каутского, пытающегося святым елеем лицемерного словоблудия «сгладить непримиримые противо­речия и склеить распавшееся в прах здание II Интернационала на началах всеобщей амнистии социал- шовинистов всех стран, — при­крыть самый откровенный и грубый оппортунизм. А идейно-политическое содержание оппортунизма и социал-шовинизма одно — «сотрудничество классов, вместо борьбы их, отказ от революционных средств борьбы, помощь «своему» правительству в затруднительном его положении, вместо использова­ния его затруднений для револю­ции».

Каутский полностью отрекся от своей точки зрения, развиваемой в 1909 году в брошюре «Путь к вла­сти», где он говорил о растущих

противоречиях капитализма и о неизбежности пролетарской рево­люции.

Ленин со всей резкостью гово­рит об этом ренегатстве Каутского. В то же время, отмечая решительное отличие взглядов «военного» Каутского от тех революционных положений, которые он развивал в «Пути к власти», Ленин, вскрывает и в этом, наиболее революцион­ном произведении старого Каутского некоторые своеобразные «осо­бенности»:

«Итог: во время «революции», особенно о «политической револю­ции», и ничего о конкретизации ее у Маркса и Энгельса в 1852, 1871, 1891 гг. Ничего о «разбитии», о «паразите-государстве», о замене парламентских учреждений рабо­тающими» (Ленинский сборник, том XIV, стр. 363). Анализируя работы Каутского «лучших времен» Ленин пишет: «Так подготовлял себе Ка­утский лазеечки. В 1910 году (2-я.половина) он уже повернул (на половину)».

Ленин резко подчеркивает рене­гатство Каутского и каутскианцев, целиком изменивших «революцион­ной сути» и революционной такти­ке манифеста Базельского конгрес­са II Интернационала.

Типичнейшей особенностью оп­портунистического болота являет­ся выхолащивание революционной сути марксизма, его боевой дейст­венности: «Из марксизма явными софизмами выхолащивают его ре­волюционную живую душу, в мар­ксизме признают все, кроме ре­волюционных средств борьбы, про­поведи и подготовки их, воспитания масс именно в этом направлении» (Ленин, сбор, соч., том XVIII, стр. 203).

Оппортунисты способны говорить о пролетариате и классовой борь­бе только «вобче». Эти разговоры «вобче» должны прикрыть преда­тельство оппортуниста. Они ни­когда не говорят о классовой борь­бе конкретно — ведь конкретность означает борьбу за революцию.

Беспощадно разоблачая оппортунизм, до дна обнажая его бур­жуазную предательскую сущность, Ленин развертывает лозунги и про­грамму практического революцион­ного действия подлинного боевого пролетарского интернационализма: нелегальная организация, работа в войсках, поддержка и развитие всех «массовых действий» для борьбы: за превращение войны империалистической в гражданскую.

Характерной особенностью ле­нинского наброска является то, что сосредоточивая беспощадный, уничтожающий огонь на каутскианской разновидности оппортунизма, Ленин не забывает и «левого» фронта — анархиствующего мелко-буржуазного радикализма. Именно, поэтому, он подчеркивает, что «не отрицание легальной деятельности и борьбы за реформы должно быть сутью «борьбы с болотом», а выше- указанное признание революционной деятельности.

Здесь мы имеем продолжение той же линии, которую Ленин так по­следовательно и решительно про­водил в эпоху реакции: борьба на два фронта — с ликвидаторством и с отзовизмом —ликвидаторством «слева».

Чрезвычайно характерно, что эта единственно верная, подлинно ре­волюционная, позиция борьбы на два фронта вызвала величайшую ярость со стороны представителей ликвидаторства справа и «слева» и оппортунистического центризма».

Ленин писал по этому поводу в 1910 г.: «Ничто не возбуждало на пленуме такого ярого — зачастую комического негодования, как мысль о «борьбе на два фронта». Одно упоминание об этом выводи­ло из себя и впередовцев и меньшевиков». (Том XIV, стр. 305).

Упорнее всех боролся с этой формулой главный деятель болота оппортунистического примиренче­ства Троцкий, сколачивавший ноев ковчег августовского блока.

Роль Троцкого, прикрывавшего ликвидаторов, была подобна роли Каутского во время войны. И Ле­нин подчеркивает необходимость самой беспощадной борьбы с Троцким, который «на деле служит самую верную службу ликвидато­рам и отзовистам», а потому являет­ся тем более опасным злом…, чем хитрее, изысканнее, фразистее оно прикрывается». (Том XIV, стр. 302). Троцкий опаснее открытых ликви­даторов, потому что бросает песок в глаза рабочим, прикрывая лик­видаторов и всемерно помогая им.

Принцип борьбы на два фронта Ленин проводит в период войны.

Особенное внимание Ленин уделяет вопросу сочетания нелегаль­ной работы с революционным ис­пользованием легальных возможно­стей. Несмотря на исключительные условия военного времени, когда всюду бушевала, распоясавшаяся военщина, Ленин подчеркивает необходимость использования легальных возможностей, одновременно со всей решительностью на­стаивая на смелом всестороннем развертывании нелегальной работы, как решающем условии революци­онной работы партии.

Это подчеркивание Лениным не­обходимости революционного ис­пользования легальных возможно­стей, несомненно, связано с борь­бой, которую он вел с «левой» группой Бухарина-Пятакова (см. Ленин — «О каррикатуре на мар­ксизм», и об «империалистическом экономизме», а также материалы о борьбе «левой» группы Бухарина против Ленина в период войны).

Ленин говорит о «нелегальном парламентаризме». Он приводит в качестве образца мужественную борьбу большевистской фракции в IV Государственной Думе.

«Парламентаризм — парламента­ризму рознь», — пишет Ленин. «Одни используют парламентскую арену, чтобы подслужиться к сво­им правительствам, или, в лучшем случае умыть руки, как фракция Чхеидзе. Другие используют пар­ламентаризм, чтобы оставаться ре­волюционерами до конца, чтобы исполнить свой долг социалистов и интернационалистов и при самых трудных обстоятельствах. Парла­ментская деятельность одних, при­водит их на министерские кресла, парламентская деятельность дру­гих, приводит их в тюрьму, в ссыл­ку, на каторгу. Одни служат бур­жуазии, другие — пролетариату.

Одни — социал - империалисты, другие — революционные маркси­сты». (Том XVIII, стр. 212).

Ленин дает исключительно чет­кую формулу революционного использования легальных возможно­стей:

«То же самое относится к борь­бе рабочего класса против бур­жуазии. Сегодня нет налицо ре­волюционной ситуации, нет условий для брожения в массах, для повы­шения их активности, сегодня те­бе дают в руки избирательный бюллетень —. бери его, умей орга­низоваться для того, чтобы бить им своих врагов, а не для того, чтобы проводить в парламент на теплые местечки людей, цепляю­щихся за кресло из боязни тюрьмы. Завтра у тебя отняли избирательный бюллетень, тебе дали в руки ружье и великолепную, по по­следнему «слову, машинной техники оборудованную скорострельную пушку, — бери эти орудия смерти и разрушения, не слушай сантимен­тальных нытиков, боящихся вой­ны; на свете еще слишком много осталось такого, что должно быть уничтожено огнем и железом для освобождения рабочего класса, и, если в массах нарастает злоба и отчаяние, если налицо революцион­ная ситуация, готовься создать но­вые организации и пустить в пра­вительства и своей буржуазии», (Том XVIII, стр. 276).

Ленин со всей резкостью под­черкивает необходимость полного и бесповоротного организационного разрыва с оппортунизмом. «Оппортунизм «дозрел», довел до кон­ца свою роль эмиссара буржуазии в рабочем движении». Но каутскиан­ское болото, конечно, за сохра­нение «единства»,

«Рабочий класс не может осуще­ствить своей всемирно-революци­онной роли, не ведя беспощадной войны с этим ренегатством, бес­характерностью, прислужничеством оппортунизму и беспримерным теоретическим отношением марксиз­ма. Каутскианство не случайность, а социальный продукт противоре­чий II Интернационала, соединения верности марксизму на словах и подчинения оппортунизму на деле». (Том XVIII, стр. 203).

Ленин борется за создание ново­го, подлинно боевого, подлинно революционного Интернационала. И он резко подчеркивает, что беспощадная борьба с каутскианством является «пробным камнем для всякого, интернационалиста».

Ленинский набросок статьи о ка­утскианстве показывает, как Ленин в борьбе с оппортунизмом вскры­вал его самые глубокие социаль­ные корна, беспощадно разоблачай его идеологию, его «теорию» и практику, его предательскую тактику подчинения буржуазии.

Сокрушительные удары ленинской критики со всей наглядностью показывают, как измена делу пролетариата на практике сочетается с ренегатством в области марксистской теории, и наоборот.

Подлинное единство революционной теории и практики является основой революционной борьбы пролетариата.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости