Госплан провел работу по районированию СССР, установил экономические профили областей. Но соответственно им для тех же областей должны быть еще установлены профили культурные.
Работа Госплана подводит прочную базу под культурные профили. Культурный профиль - это схема, которая позволяет учесть движущие силы культурной революции. Экономический профиль дает первую наметку расположения очагов культурной энергии. Промышленный центр, например, несомненный очаг культурной энергии. Поэтому картина расположения руин пролетариата по области даст очень многое. Однажды, в 1914 году, по заданию Ильича, я проделывала такую работу: мы выписали из „Правды“ в Краков списки подписчиков ,,Правды“ (тогда они насчитывались лишь тысячами, не помню точно, сколько тысяч их было), и вот я разгруппировала подписчиков по городам, поселкам, местечкам. Конечно, главная масса падала на города, в первую очередь па Питер, на Москву, Иваново-Вознесенск и пр., но, кроме того, если какой-нибудь поселок, названия которого я до той поры не знала, оказывалось, выписывал 30-50 экземпляров „Правды“, можно было безошибочно сказать, что это рабочий поселок, что там есть какой-нибудь завод. Таким образом, по следам подписчиков „Правды“ можно было установить распределение кадров рабочих по стране. Конечно, теперь другие времена, масштабы другие, и столь первобытный метод учета, каким был учет подписчиков „Правды“, сейчас ничего бы не дал. Но теперь есть другие методы определения, где и как расположены 11 миллионов организованных в профсоюзы рабочих и служащих. Каждый профсоюз знает географические расположение своих сил. Каждый профсоюз, кроме того, имеет свое культурное лицо. Есть возможность, таким образом, учесть расположение культурной энергии рабочего класса. Эта работа еще не проделана, но проделать ее можно. Можно составить географическую сетку расположения партийных сил. Такие данные есть, конечно, в ЦК ВКП (б).
Партийные силы представляют собою еще большой сгусток культурной энергии. В большинстве случаев сетка расположения рабочей силы и партийной будет совпадать, итти параллельно. Если мы возьмем деревню, то тут играет крупную роль характер земледелия, подвижность населения, его связь с городом, с промышленными центрами. Но для деревни, пожалуй, больше, чем для города, имеет решающее значение недавнее прошлое края.
Как прошла крестьянская реформа, какое была земство, были ли крестьянские восстания, что здесь происходило в 1917 г., как брали власть, была ли на данной территории гражданская война или нет,—все это можно установить. Есть, например, такие деревни: в 1905 году они громили помещичьи усадьбы, потом с ними свирепо расправлялась царская власть, в 1917 г. они первые прогнали помещиков, провозглашали советскую власть, теперь горой стоят за школу, строят народные дома, первые идут по контрактации, по колхозному строительству. Это тоже сгустки культурной энергии. Мы плохо их знаем, мало изучаем. Теперь культурными очагами являются коммуны. Только если мы учтем все эти — и рабочие и крестьянские — очаги культурной энергии, если мы сеткой этих очагов покроем экономическую карту данной области, мы по-настоящему подойдем к вопросу о культурном районировании, только тогда мы сможем учесть, где у нас опорные пункты культуры. Мы должны позаботиться прежде всего о том, чтобы как можно лучше обслужить узловые пункты имеющие экономическое будущее, вооружить очаги культурной энергии. Наши учреждения полит. – просвет. работы будут тогда богаты внутренним содержанием. Надо превратить их в центры, организующие инициативу местного населения, внимательно следить за тем, чтобы как можно лучше организовать в них самодеятельный актив, дать ему хорошенько развернуть свои силы. Надо придать всем полит.-просвет. учреждениям распространительный характер. Если это школа взрослых — она должна превращаться в консультационный пункт для заочников. Если это библиотека — она должна обрастать как можно шире передвижками; если это клуб— он должен периодически устраивать открытые заседания, лекции, беседы с посетителями, организовать выезды на места. А пушкинская коммуна (Рязанской губ.) имеет, например, несомненно сильнейшее влияние на всю округу. Под ее влиянием быстро растет колхозное строительство, за лето ее посетило 300 человек. Коммуна привлекает к себе посетителей со всего уезда, со всей губернии. Она стремится устроить у себя „дом коммуны”, но никто ей не идет навстречу. „На что вам это, поросятами что-ли торговать хотите?” — отвечают им, когда они обращаются в губернские центры. Разве мыслимо такое отношение? Каждая коммуна—организующий центр. Каждый завод, расположенный в деревне, должен превращаться в неменьшей мере в культурный центр для окрестных деревень, помогать их культурному росту, культурно влиять на них. Так ли это на деле? Почитайте статьи о Коломенском заводе, помещенные в „Известиях”, и вы увидите, какой тут нужен перелом. Укреплять выявленные очаги культурной энергии, помогать им распространять свое влияние на окружающее население — эту цель в конечном счете должно преследовать культурное районирование.
Н.Крупская.