ВООРУЖИМ ОЧАГИ КУЛЬТУРНОЙ ЭНЕРГИИ

Госплан провел работу по районирова­нию СССР, установил экономические про­фили областей. Но соответственно им для тех же областей должны быть еще уста­новлены профили культурные.

Работа Госплана подводит прочную базу под культурные профили. Культурный про­филь - это схема, которая позволяет учесть движущие силы культурной революции. Экономический профиль дает первую на­метку расположения очагов культурной энергии. Промышленный центр, например, несомненный очаг культурной энер­гии. Поэтому картина расположения руин пролетариата по области даст очень мно­гое. Однажды, в 1914 году, по заданию Ильича, я проделывала такую работу: мы выписали из „Правды“ в Краков списки подписчиков ,,Правды“ (тогда они насчитывались лишь тысячами, не помню точно, сколько тысяч их было), и вот я разгруп­пировала подписчиков по городам, посел­кам, местечкам. Конечно, главная масса падала на города, в первую очередь па Питер, на Москву, Иваново-Вознесенск и пр., но, кроме того, если какой-нибудь поселок, названия которого я до той поры не знала, оказывалось, выписывал 30-50 эк­земпляров „Правды“, можно было безо­шибочно сказать, что это рабочий поселок, что там есть какой-нибудь завод. Таким образом, по следам подписчиков „Правды“ можно было установить распре­деление кадров рабочих по стране. Конечно, теперь другие времена, масштабы другие, и столь первобытный ме­тод учета, каким был учет подписчиков „Правды“, сейчас ничего бы не дал. Но теперь есть другие методы определения, где и как расположены 11 миллионов орга­низованных в профсоюзы рабочих и слу­жащих. Каждый профсоюз знает географи­ческие расположение своих сил. Каждый профсоюз, кроме того, имеет свое культурное лицо. Есть возможность, таким образом, учесть расположение культурной энер­гии рабочего класса. Эта работа еще не проделана, но проделать ее можно. Можно составить географическую сетку располо­жения партийных сил. Такие данные есть, конечно, в ЦК ВКП (б).

Партийные силы представляют собою еще большой сгусток культурной энергии. В большинстве случаев сетка расположения рабочей силы и партийной будет совпа­дать, итти параллельно. Если мы возьмем деревню, то тут играет крупную роль ха­рактер земледелия, подвижность населения, его связь с городом, с промышленными центрами. Но для деревни, пожалуй, боль­ше, чем для города, имеет решающее зна­чение недавнее прошлое края.

Как прошла крестьянская реформа, ка­кое была земство, были ли крестьянские восстания, что здесь происходило в 1917 г., как брали власть, была ли на данной тер­ритории гражданская война или нет,—все это можно установить. Есть, например, такие деревни: в 1905 году они громили помещичьи усадьбы, потом с ними свире­по расправлялась царская власть, в 1917 г. они первые прогнали помещиков, провозглашали советскую власть, теперь горой стоят за школу, строят народные дома, первые идут по контрактации, по колхоз­ному строительству. Это тоже сгустки культурной энергии. Мы плохо их знаем, мало изучаем. Теперь культурными очага­ми являются коммуны. Только если мы учтем все эти — и рабочие и крестьянские — очаги культурной энергии, если мы сеткой этих очагов покроем экономическую карту данной области, мы по-настоящему подойдем к вопросу о культурном районирова­нии, только тогда мы сможем учесть, где у нас опорные пункты культуры. Мы долж­ны позаботиться прежде всего о том, что­бы как можно лучше обслужить узловые пункты имеющие экономическое будущее, вооружить очаги культурной энергии. На­ши учреждения полит. – просвет. работы будут тогда богаты внутренним содержа­нием. Надо превратить их в центры, орга­низующие инициативу местного населе­ния, внимательно следить за тем, чтобы как можно лучше организовать в них само­деятельный актив, дать ему хорошенько развернуть свои силы. Надо придать всем полит.-просвет. учреждениям распространительный характер. Если это школа взрослых — она должна превращаться в консуль­тационный пункт для заочников. Если это библиотека — она должна обрастать как можно шире передвижками; если это клуб— он должен периодически устраивать откры­тые заседания, лекции, беседы с посетите­лями, организовать выезды на места. А пушкинская коммуна (Рязанской губ.) имеет, например, несомненно сильнейшее влияние на всю округу. Под ее влиянием быстро растет колхозное строительство, за лето ее посетило 300 человек. Коммуна привлекает к себе посетителей со всего уезда, со всей губернии. Она стремится устроить у себя „дом коммуны”, но никто ей не идет на­встречу. „На что вам это, поросятами что-ли торговать хотите?” — отвечают им, когда они обращаются в губернские центры. Раз­ве мыслимо такое отношение? Каждая ком­муна—организующий центр. Каждый завод, расположенный в деревне, должен превра­щаться в неменьшей мере в культурный центр для окрестных деревень, помогать их культурному росту, культурно влиять на них. Так ли это на деле? Почитайте статьи о Коломенском заводе, помещенные в „Из­вестиях”, и вы увидите, какой тут нужен перелом. Укреплять выявленные очаги куль­турной энергии, помогать им распростра­нять свое влияние на окружающее население — эту цель в конечном счете должно преследовать культурное районирование.

Н.Крупская.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости