ПОД ЦЕМЕНТНОЙ ПЫЛЬЮ

От берега в море идет длинный бетон­ный волнолом. Я стою на его маячной башне и смотрю на Туапсе- город, Туап­се-порт и за ними громадные горы, по­росшие густым каштаном.

Рядом стоит маячный сторож— матрос дед Степан. У него вместо лица крутой узел морщин, омытый ветрами всех вод, и голос, как рвут прелое полотно.

Резко, рывками он мне рассказывает о трехлетней городской давности.

Говорит дед, что была над городом три года назад ясная солнечная тишина, пу­тались в ней густыми пырей-травами ули­цы и на море, лицом к порту, стоял пыш­ный травяной бульвар, и люди каждый вечер, благословляя родителей, вхо­дили в него подышать очень свежим и очень чистым воздухом и пошелушить семечки.

А еще выходили люди празднично на­ряженные в дни прихода пассажирских судов —два три раза в неделю и было тогда все очень хорошо и очень тихо. Три года назад.

Старик говорит и кивает на город. И в его тусклых глазах одновременно вспы­хивают два огонька - сожаление о прош­лой тишине и гордость за будущее строя­щегося города.

— Какой-то он будет через пять лет.

И видно нам с маячной башни юж­ного мола, как на берегу задыхается го­род от густой цементной пыли, от гро­хота поездов, кукушек, грузовиков, мо­стовых, бетоньеров, рева гудков, сирен, свистков и лязга черпаков экскаваторов, стонет земля и, море давно потеряло свои голубые цвета.

Город Туапсе.

Подобно Риму, он щедро рассыпался улицами по семи холмам. Верен кавказ­скому происхождению, с утра и до позд­ней ночи сотнями духанов он жарит ба­раньи курдюки и шашлыки пахучим, ло­снящимся от жира, угощает строителей, а его лик в порт —бульвар давно превра­тился в бледный и немощный, цвета про­плеванного цемента, скверик.

Порт Туапсе—велик.

Его водная территория огорожена с моря мощными бетонными волноломами, измеряемыми тысячами метров. Его бе­рега изрыты тесными береговыми ков­шами, в коих ежечасно толпятся суда всех назначений— на отдыхе, ремонте, чистке.

Видеть город-порт, стройку- надо днями бродить по взрытым загородным землям, западному волнолому и, древним стенам старого порта, на шлюпке лавировать по коридорам судов, в мутной пене землечерпательных караванов и у мед­лительных плавучих кранов и у карьеров, где блестящим фонтаном осыпается в море взрываемая скала...

Тогда будет видна вся работа тяжелая, кропотливая, мощная по своим размахам, бессменная днем и ночью, работа ко­лоссальной стройки города и порта.

Ее начало за городом.

Здесь, на месте целиком купленного за два миллиона рублей и снесенного села, на громадной площади в пять километ­ров длиной, изуродованный киркой, ди­намитом и белой от цемента, сооружается первый в СССР по мощности нефтепере­гонный завод.

Сюда с богатых грозненских источни­ков по трубам польется черная кровь земли— нефть, сотнями миллионов пудов в громадных заводских корпусах, чанах, трубах, аппаратах— нефть будет превра­щена в десятки миллионов пудов керо­сина, бензина, бензола.. Им надо дать выход в море, за границу.

Завод первой очереди, опутанный слож­ной системой нефтяных и водопровод­ных, сетью железнодорожных путей бу­дет готов в 1928 г.

А пока, в первую голову, в кудрявой зелени кипарисов вырос большой рабочий поселок из до­миков типа английского коттеджа. И здесь в порту у южного мола соору­жается литый железобетонный нефтяной пирс в 305 метров длиной в море.

Но до пирса еще далеко. Нефть—крепко лакомый товар для промышленных Евро­пы и Америки. За ней в Туапсе будут приходить громадные океанские суда с глубокой осадкой. И потому, три земле­черпательных каравана бессменно день и ночь выбирают здесь морское дно, углубляя будущие подходы к пирсу с 30 до 41 фута. Здесь же ближе к берегу (новинка техники) почти бесшумно с глу­хим урчаньем металлическими трубами сосет морское дно рефулер. Его обязан­ности те же, что и земкараванов. Но это почти изящное судно с блестящим ма­шинным зданием наверху, опутанным металлическими трубами.

Еще большая работа, большее ожив­ление и такая же спешка по расширению берега для хлебного порта.

Будущее порта—велико.

В будущем (через два года) с глухих степных станций на Кубани, где от соч­ных пшеничных зерен осенью распи­раются элеваторы— ежечасно пойдут на Туапсе груженные до отказа хлебом поез­да. От них распухнут горные переваль­ные станции, распухнет туапсинский узел...

В будущем через Туапсинский порт предполагается ежегодный экспорт хлеба до 40 миллионов пудов, а места для них в порту нет.

Потому необходимо насыпать в море новую территорию порта в 120 000 кв метров, оковать ее железобетоном, опу­тать паутиной железнодорожных путей и в самом центре выстроить на ней мощ­ный (первый в СССР с единовременной вмещаемостью в два миллиона пудов) элеватор и оборудовать все это десят­ками зерноперегружателей портальных и полупортальных кранов со скоростью перегрузки в 600.000 пудов в 4 часа.

Начало этой работы на горе за старым портом.

Здесь в хаосе тревожных свистков и сирен, в урагане динамитных взрывов и вихревых фейерверков из дикаря рвется гора, с шумом срываясь с высоты 800 метров на берег.

Отсюда сотни моторных фелюг, шаланд, магунов, баркасов, катеров, парусников и просто моторных шлюпок, нагружаясь до отказа этим рваным камнем, везут его через всю территорию порта к месту засыпки и здесь простыми, но удобными рычагами выбрасывают камень по одной линии в море.

Такая работа изо-дня в день, из часа в час, с утра и до поздней ночи, и из моря уже вышла черная мрачная гряда камней. За нее, чтобы высыпать грунт, уже с трудом заходит буксир с шаландой. И во многих местах моря появились подо­зрительные коричневые пятна— мели.

Так, изо дня в день живет Туапсе-город, Туапсе - порт спешной строительной жизнью. И ночью, когда порт загорается тысячами электрических солнц, манят к себе берега моря далекими огоньками земкараванов.

Ал. Озерский

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости